Заключение. Рассматривая историю развития славянской мифологии, можно выделить три основных слоя

Рассматривая историю развития славянской мифологии, можно выделить три основных слоя. Самый древний – идея о небесных властителях мира. Второй, не менее древний, - земледельческие верования. В это время (2-1 тыс. до н.э) выработалось аграрно-магическое мировоззрение. Основой его была земледельческая космология, почитание богинь рожаниц, плодородной Матери – Земли. Сформировалось воззрение о единой Матери мира, представление о судьбе. Следующий слой – период обособления восточных славян (1 тыс. до н.э.) В истории развитие славянских мифологических представлений соотнесено к культуре Киевской Руси – 980 год, языческая реформа князя Владимира Киевского. С одной стороны была выработана мифологическая система, создание пантеона богов, в то же время начало упадка собственно древней живой веры славян. Сутью языческой реформы Владимира Святославича было установление общегосударственного для всей Руси пантеона божеств во главе с Перуном (Князь установил в Киеве идолы шести Верховных божеств – Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Макоши). Так как князь понимал, что древнерусская народность еще не до конца консолидировалась. Вскоре стала очевидна политическая «тупиковость» языческой перспективы и Владимир в 988 году крестил Русь «огнем и мечом». Это и стало коренным переломом в язычестве. Славянская мифология подверглась гонениям, хотя в то же время происходило не вытеснение языческих персонажей библейскими героями, но смешение мифологических и библейских сюжетов (двоеверие).

В 12-13 веках произошло, так называемое, «Возрождение язычества» - явление общеевропейского масштаба, затронувшее и Русь. Причиной чему послужило то, что язычество уже почти исчесзло и не представляло угрозы для христианства. Поэтому его перестали «бояться». И, напротив, выделили ему собственную нишу в культуре – эстетическую, архаизирующую, национально-идеологичекую.

Итак, принимая во внимание характер и особенности мифологии славян, можно резюмировать следующее.

Славяне выработали особое космоцентрическое мировоззрение – был сформирован образ мира, смысловым центром которого выступали космос и природа. Стихии и небесные тела выступали живыми сущностями, человек был немыслим в отрыве от природы. Мир являлся гармоничным единством человека и природы.

Славянская мифология рисует картину живой Вселенной в образах Мирового Яйца, Мирового Древа, описывая чудесный сад Ирий, нашедшие отражение в фольклоре. Был создан пантеон языческих богов во главе с мужскими божествами и женскими образами. Сложилась народная традиция веры в духов – природных существ.

По сути своей славянское язычество (ведическая традиция) – есть почитание живой природы как всепорождающей силы. Природа представлялась живым единым организмом, могущественным божеством, предопределяющим жизни людей. Главный культ – культ плодородия, хранящий в себе идею утверждения жизни.

Список используемой литературы.

1.Грушко Е. А., Медведев Ю.М. Русские легенды и обычаи. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.

2..Семенова М. Быт и верования древних славян. Спб.: «Азбука», 2000.

3. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1987.

4. Васильченко Л. П. Природа славян. Томск: Томский государственный университет, 2002.

5. Белякова Г. С. Славянская мифология, М.: 1995.

6. Шапарова Н. С. Краткая энциклопедия славянской мифологии. М.: ООО «Русские словари», 2003

7.Славяно-Арийские Веды. Книга 1.- Изд-во Родович, 2011.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: