Самого естествознания (физика, химия, биология, геология и ПР. ), так и между естественными, техническими, общественными и гуманитарными науками. Содержание

Современное естествознание представляет собой сложную, разветвленную систему наук, в которую входят: физика, биология, науки о космосе, прикладная математика, вычислительная техника, компьютеризация, кибернетика, синергетика. В рамках физики выделяются специальная и общая теория относительности, квантовая теория, ядерная физика. В биологии – эволюционное учение, генетика, экология, науки о человеке. Усиливаются взаимосвязи как внутри самого естествознания (физика, химия, биология, геология и пр.), так и между естественными, техническими, общественными и гуманитарными науками. Современность характеризуется лидирующей ролью науки по отношению к технике и производству. Усиление воздействия науки на общество и природу несет не только прогресс, но и возникновение глобальных проблем. Противоречивость характера взаимодействия науки и общества предполагает личную ответственность каждого перед человечеством и природой в целом, что требует от современного человека максимально объективных знаний о мире и взаимозависимости природы и людей.

Мир одновременно един и многообразен, вечен и бесконечен в беспрестанном процессе взаимопревращения одних конечных систем в другие; он является единой и единственной полностью самообусловленной субстанцией – системой, а каждая ее отдельная часть может быть только относительно самостоятельной, зависимой от других конечных систем и от общих законов бытия. Самопротиворечивостьприсуща и любой частной системе и т.д., что требует знакомства с историей науки.

Для понимания любого предмета необходимо обращать внимание на способы, методы познания, которые применялись при решении определенных задач.

Методологические принципы изучения (Р. Декарт):

1.допускать в качестве исходных ясные и отчетливые мысли, истинность которых несомненна;

2.расчленять сложные проблемы на частные, двигаться от простого к сложному;

3. методично переходить от известного к неизвестному, от доказанного к недоказанному;

4. не допускать пропусков в логических звеньях исследования.

Все это полезно учитывать при изучении каждой темы не только данного курса, но любого предмета.

Поскольку все науки и естествознание в целом находятся в развитии, то термин "современное" имеет относительное значение. Условное выделение периодов становления естествознания:

до 1900 - Классическое естествознание

1900-1960 - Неклассическое (квантовое)

после 1960- Постнеклассическое

Основанием для принятия начала 60х годов 20 века, как рубежа оформления постнеклассического или современного естествознания служат расшифровка структуры ДНК и кодонов, создание теории регуляции активности генов, разработка кварковой теории микрочастиц, выход человека в околоземный космос. В этот период времени происходит объединение принципов и методов отдельных наук, поворот к выбору общих объектов исследования.

Так живая клетка и ее генные структуры исследуются методами радиографии, химии, физики, системного анализа, кибернетики. Появились общие интересы у таких далеких, казалось бы, дисциплин как астрофизика и физика элементарных частиц. К концу 20 столетия наряду с изучением свойств физического вакуума, как формы существования и движения материи, изучения экстремальных состояний вещества в центрах галактик, все большее развитие получают исследования объектов живой природы ("умных" генов, дефектов структуры ДНК и белков), процессов функционирования мозга и нервной системы, исследования внутреннего мира человека.

В соответствии с происходящими изменениями, для современного периода характерно формирование новой парадигмы естествознания (слайд 6 «Схема взаимосвязей при формировании парадигмы»).

Проблемы обычно возникают в противоречивых ситуациях в физике и других науках. Появление новых проблем стимулирует формирование новых концепций, что затем приводит к появлению новой парадигмы. Как правило, смена парадигмы в науке сопровождается заметными изменениями в гуманитарной культуре, экономике, человеческой цивилизации в целом.

Примеры смены парадигмы:

Плоская Земля - Земной шар; Геоцентристская - Гелиоцентристская (системы); Механика Ньютона - Квантовая механика.

Тенденции в формировании современной естественнонаучной парадигмы:

1. Переход от дробления наук к их объединению.

2. Учет роли и особенностей человека в процессе получения нового знания.

3. От покорения природы к гармонии и коэволюции с ней.

4. Объединение гуманитарной и естественнонаучной культур.

Объектом изучения в естествознании является человек и окружающий его мир. Какие методы исследования и описания результатов используются в современном естествознании? В первую очередь это традиционные общенаучные методы: наблюдение, измерение, эксперимент, анализ и синтез, индукция и дедукция, формализация и идеализация, аналогия и моделирование. Среди них все большую роль играет компьютерное моделирование.С его помощью исследованы глобальные последствия военных конфликтов с применением ядерного оружия, обнаружена стадия образования протозвезд при формировании новых звезд, разрабатываются новые биологически активные и лекарственные вещества.

Появилось понятие виртуальной реальности. Первоначально под этим понимали отражение информации, получаемой с помощью компьютерной модели объекта или процесса, в чувственно воспринимаемой человеком форме, как правило, в визуальной форме трехмерных изображений. Кинофильмы

Широкие возможности компьютерной обработки изображений и компьютерная анимация были очень быстро осознаны и востребованы в гуманитарной культуре. В кино и на телевидении появились произведения, совмещающие как реальные события (например, фильмы З. Рыбчинского "Манхэттен" или "Вашингтон"), так и реальных актеров, эстрадных исполнителей, ведущих телешоу с персонажами, созданными компьютерными программами.

Так в повседневности проявилась влияние современной науки на современную культуру. С другой стороны, появляется и проблема взаимоотношения человека с этой новой искусственной реальностью. По некоторым прогнозам эта проблема, наряду с проблемами внутреннего мира человека, будет входить в круг интересов естествознания 21 века

Культура. Латинское слово cultura первоначально означало обработку земли, возделывание почвы. В 45 году до н. э. Цицерон применил его в переносном смысле как culturaanimi,что переводится как «возделывание, взращивание души, духа». Культуру стали понимать как нечто, противостоящее природе (лат.Natura), «второй природой», созданной человеком. Культура – это человекоформирующий феномен, создаваемый самими людьми и существующий в виде особого аспекта общества; проявляется в предметных результатах деятельности и в способах осуществления этой деятельности. «Быть культурным» - это значит овладеть культурой общества, формировать свой внешний и внутренний мир согласно ее требований.

Наука является одной из важнейших составляющих культуры в целом. Деление культуры на материальную и духовную в ХХ веке определило деление на естественнонаучные и гуманитарные культуры. Герменевтика – искусство толкования текстов, проникновение во внутренний мир другого индивида, понимание его мыслей и переживаний. Герменевтика лежит в основе гуманитарной культуры. Традиционно деление культуры на научную и художественную. Но в своей сути культура едина при всем многообразии ее разновидностей. Примеры тому нам представляет не только эпоха Возрождения, но и современность. Усиление связи науки и общества ведет к обострению социально-нравственных проблем развития науки. Всякая деятельность, в том числе научное познание и художественное творчество, характеризуется противоречием между субъективным стремлением к цели и объективным содержанием результатов деятельности. Демократическое общество предполагает не только свободу выдвижения точек зрения, но и социальную ответственность за чистоту избранной позиции. Художник, ученый является не только гражданином своей страны, представителем своей группы, клана, партии, но и всего человечества. Именно поэтому, для обоснованного выбора своей позиции ученый или художник должен хорошо ориентироваться не только в профессиональных, специальных, но и в социально – политических, философских (мировоззренческих и методологических), гуманистических, нравственно – этических вопросах развития науки.

Наука - это определенный вид знания, а также особая сфера деятельности людей. Наука познает объективные законы явлений, которые изучает, т.е. раскрывает общее, устойчивое необходимое и закономерное в отдельных явлениях. Признаки: системность, логическая доказательность. Цель: стремление к истине. Методы: специальные методы познания и специальный язык. Истина субъективная – результат познавательной деятельности человека, субъектапознания, и существует в сознании человека (в силу способа получения и формы выражения). Истина объективная – это знание, результат которого не зависит от познающего субъекта, так как обусловлено объектом познания, его свойствами и закономерностями. Абсолютная истина – это точное, полное отражение действительности, это вечная истина. (Моцарт – великий немецкий композитор.) Относительная истина - форма выражения объективной истины, потому что:

- отражает объект в определенных условиях, следовательно, не может быть применена в других условиях;

- никакой объект или процесс не может быть познан до конца вследствие бесконечной сложности.

Абсолютная истина складывается из суммы относительных истин.

Эмпирическое познание – это опытное (практическое, полученное в опыте, житейское) знание, которое с появлением науки превращается в специальную познавательную деятельность. Важнейшей особенностью эмпирического научного исследования надо считать его направленность непосредственно на чувственно воспринимаемые объекты путем наблюдения и эксперимент как два главных его метода, т. е. познание мира на уровне явления в аспекте многообразия. Эмпирическое знание фиксирует и констатирует факты. Теоретическое знание дает возможность объяснить факты, вскрыть сущность и основу. Главные вопросы теории: почему, как, каким образом происходят те или иные явления. «Научная теория не только факт, но совокупность многих фактов, а свидетельство многих заслуживает больше доверия, чем свидетельство одного» Русский биолог К.А. Тимирязев.

В ХУ11- ХУ111 веках в Европе были созданы первые научные общества, академии, начали издаваться научные журналы – наука сложилась как социальный институт. Численность ученых в мире:

Конец 18 – начало 19 вв.---------------------------около 1 тысячи человек

Середина 19в.----------------------------------------- 10 тыс.

Начало 20 в.------------------------------------------- 100 тысяч

Конец 20 в. -------------------------------------------- свыше 5 млн. человек.

Общество, заботящееся о своем будущем, заинтересовано в увеличении финансовых затрат на развитие науки.

К формам научного знания относятся: проблемы, гипотезы, теории, идеи, принципы, категории, законы – важнейшие элементы теоретических систем.

Требования для выдвижения гипотезы:

1. Основные положения гипотезы не должны противоречить известным и проверенным фактам.

2. Соответствие новой гипотезы надежно установленным теориям

3. Доступность выдвигаемой гипотезы практической, экспериментальной проверке (в принципе)

4. Максимальная простота гипотезы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: