Семинарского занятия № 5

По дисциплине: Общая этнография

Тема занятия: История становления этнологии как науки. Эволюционная школа сер. XIX – нач. XX в.

Цель занятия: Дискуссия по семинарскому занятию

Количество часов: 2 ч.

Вопросы для обсуждения:

1. Предпосылки формирования эволюционной школы. Основные этапы развития эволюционизма.

2. Изучение первобытных верований.

3. Изучение семейно-брачных отношений, эволюции форм семьи и брака.

4. Периодизация первобытной истории человечества. Этапы развития хозяйства народов мира.

5. Основные методы исследования в эволюционизме.

6. Вклад эволюционизма в развитие этнологии.

Темы докладов и рефератов:

1. Определить особенности диффузии в сфере социокультурной коммуникации (способы распространения, факторы распространения, механизмы усвоения (или отторжения) и пр.).

2. Определить особенности культурной диффузии в сфере добрачного взаимодействия молодежи (формы и условия общения, установки, стереотипы поведения (бытового, церемониального, ритуального) и восприятия, и пр.).

Темы эссе:

1. Предпосылки формирования диффузионистской школы. Основные этапы развития диффузионизма.

2. Основные идеи Ф. Ратцеля.

3. Идеи Л. Фробениуса о культурном взаимодействии.

4. Основные научные достижения Ф. Гребнера. Методика культурных кругов.

5. Культурно-историческая школа.

6. Гипердиффузионизм.

7. Вклад диффузионистов в развитие этнологии.

Вопросы для самопроверки и самостоятельной работы

1. Отличия «первобытного» человека от «цивилизованного» в работе Г. Спенсера.

2. Определение культуры в работе Э.Б. Тайлора. Пережитки в культуре.

3. Классификация магии в работе Д. Фрэзера. Триада «магия-наука-религия».

4. Практическое задание

5. Определить особенности эволюции и перспективы развития социокультурной коммуникации (коммуникационные линии, формы и средства связи, знаковые системы, субъекты коммуникации и пр.).

6. Определить особенности эволюции и перспективы развития добрачного взаимодействия молодежи (группы, формы и условия общения, установки, стереотипы восприятия и пр.).

Литература:

Основная:

1. Морган Л.Г. Древнее общество. М.; Л., 1936.

2. Спенсер Г. Основания социологии // Спенсер Г. Синтетическая философия. Киев, 1997.

3. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.

Дополнительная:

1. Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М., 1978.

2. Фрэзер Д. Золотая ветвь. М., 1998.

3. Эванс-Причард Э. История антропологической мысли. М.: Восточная литература. 2003.

ПЛАН


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: