Примерные вопросы к зачету по «Антропологии»

1.​ Общая антропология, ее объект, предмет, связи с другими науками.

2.​ Место общей антропологии в системе наук о человеке.

3.​ История становления и развития антропологических учений.

4.​ Структура общей антропологии.

5.​ Положение человека в животном мире.

6.​ Этапы морфологической эволюции человека.

7.​ Этапы становления и развития материальной и духовной культуры человека.

8.​ Дарвиновские и неодарвиновские концепции происхождения человека.

9.​ Общественная теория антропогенеза.

10.​ Роль адаптации к окружающей среде в эволюции человека.

11.​ Раса и расовые признаки.

12.​ Расогенез, механизмы, этапы формирования современных рас.

13.​ Полигенизм и моногенизм о процессе происхождения современных рас.

14.​ Подвиды человека и животных.

15.​ Источники расовой изоляции и метисизации в современном мире.

16.​ Адаптация человека к окружающей среде, особенности адаптации, адаптационный тип.

17.​ Особенности адаптации человека к различным климатическим зонам.

18.​ Подходы к классификации рас.

19.​ Антропологические признаки крупных рас и расовых групп.

20.​ Расовый состав населения РФ.

21.​ Раса и этнос, этнические семьи на территории РФ.

22.​ Расисткие теории в научной традиции 19-20 века.

23.​ Понятие конституции человека, антропологические признаки конституций.

24.​ Подходы к классификации конституций.

25.​ Конституция и психические особенности личности, темперамент.

26.​ Периодизация индивидуального развития, признаки возрастных этапов.

27.​ Кривая роста и ростовые скачки.

28.​ Физиологическая природа пубертатного скачка роста.

29.​ Гендерные различия пубертатного скачка роста.

30.​ Средовые и генетические факторы пубертатного скачка роста.

31.​ Биологический и календарный возраст.

32.​ Физиологическое, интеллектуальное, эмоциональное развитие человека.

33.​ Акселерация роста и развитие человека.

34.​ Физиологическая природа старения, старение и продолжительность жизни.

35.​ Роль среды в акселерации.

1. Общая антропология, ее объект, предмет, связи с другими науками.
Общая антропология – естественная биологическая дисциплина. Её специфика: биологическое развитие рассматривается в связи с общественным развитием человека, его культуры. Она изучает развитие человека как вида, члена общества (социума). Специфика человека как биологического вида в том, что он рождается не с готовым набором биологических качеств: мышление и речь на уровне онтогенеза передаются как склонности, а развитие происходит лишь под влиянием общества.
Антропология – это область научного знания, система наук, всесторонне изучающих человека.
Объект исследования общей антропологии – человек.
Предмет исследования общей антропологии – биологическая культура человека в социо-культурном аспекте. Это биологическая природа человека, её вариации, происхождение и развитие.
Антропология –наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. Основные разделы антропологии: морфология человека, учение об антропогенезе, расоведение.


Предметом изучения антропологии является человек. Антропология тесно связана с рядом биологических и общественных наук.

Антропологию нельзя поставить в один ряд с частными разделами зоологии, поскольку жизнь человека может протекать только в условиях общества. Человек одновременно и биологическое существо, и социальное, поэтому антропогенез неотрывно связан с социогенезом, представляя собой по сути единый процесс антропосоциогенеза.

Антропология отвергает идеалистическое противопоставление человека природе. Вместе с этим передовая антропология столь же решительно отвергает полное отождествление человека и животных. Антропология может правильно отразить закономерности в развитии человека лишь в том случае, если она будет руководствоваться идеей о качественном своеобразии человека, о недопустимости переноса био­логических закономерностей в человеческое общество.

Основной задачей антропологии является изучение процесса перехода зависимости развития животного предка человека от биологических факторов к социальным.

2. Место общей антропологии в системе наук о человеке.
В школах разных стран под антропологией понимаются различные научные направления. В Европе это физическая антропология, морфология, а культурными и социальными аспектами развития человека занимается этнология. В Англии под антропологией понимается социальная антропология, а физические аспекты исследуются палеонтологией и генетикой, культурные – археологией и историей. В США под антропологией понимают культурную антропологию, включающую в себя отчасти палеонтологию и генетику человека. В Российской научной школе антропология – это отрасль естествознания, которая изучает происхождение и эволюцию человека и рас, при этом эволюция исследуется в зависимости, как от природных, так и от социо-культурных факторов. Так, антропология из биологической науки приобретает интегративный социальный междисциплинарный характер.
Российская антропология включает 3 раздела:
1. морфология
2. эволюционная антропология (проблемы антропогенеза).
3. расоведение, теория рас или этническая антропология. Это изучение сходств и различий между расами человека.
Связи антропологии с другими науками:
I. биологические: генетика, физиология, зоология, приматология
II. общественные: социология, психология, этнография, философия
III. гуманитарные науки.


3. История становления и развития антропологических учений.
Зачатки антропологических знаний о человеке возникли уже в античной философии. Родоначальник учения о человеке – Сократ. Для античной философии было важно выделить признак, отличающий человека от животных. 3 точки зрения на сущность человека (свойства, которые выделяют данное явление среди других):
1. Сократ и его ученик Анаксагор: сущность человека проявляется в том, что у него есть подвижная рука для трудовой деятельности.
2. Исократ: сущность человека в том, что он обладает способностью к речи.
3. Платон и Аристотель: сущность человека в том, что он способен к интеллектуальной абстрактно-логической деятельности, которая развивается ещё у кроманьонцев в виде религиозных обрядов, первобытного искусства. Животным же присущи только простейшие черты интеллектуальной деятельности.
Аристотель закладывает основы изучения животного мира и высказывает идею «лестницы» всех живых существ от более низких к более высшим. Он выделил 3 уровня биологической организации: растение (физиологические процессы), животное (психика и мыслительные процессы), человек (интеллектуальная деятельность и нравственность).
Второй центр развития антропологии – Древний Египет. Развитие анатомии (мумификация).
Третий центр – Китай и Вавилон.
В Средневековье развитие антропологии было заморожено, так как доминировала идея божественной предопределённости. С точки зрения отцов церкви биологическая природа человека двойственна:
Он является самым совершенным животным. Он создан в особый день творения, наделён разумом и речью. Но в процессе грехопадения природа человека оказалась испорченной, и его психическая природа подвержена страстям. Человек занимает промежуточное положение между животными и божественными существами. Цель человека – приблизиться к Богу. Католицизм вводит идею об индивидуальной ответственности за свои грехи. Православие предлагает человеку 2 пути: к богу и к животным, человек сам выбирает свой путь. Православие предполагает коллективную ответственность людей друг за друга.
Дальнейшее развитие антропологии в эпоху Возрождения опирается на опыт античности, латынь становится общеевропейским языком. Однако античность опирается на опыт наблюдения, а деятели Возрождения проводят антропологические исследования трупов и способствуют бурному развитию анатомии. Прорыв – изменение естественнонаучной картины мира. До Эпохи Возрождения была геоцентрическая примитивная картина мира. Доказана шарообразность Земли, её вращение вокруг Солнца и множественность миров во Вселенной.


Формирование антропологии происходит в конце 18 – начале 19 века. Расцвет – середина 19 века.
Источники возникновения антропологии как биологической науки:
1. Кругосветные экспедиции 15-16 века (Колумб, Васко де Гама, 18 век: Кук). Они впервые познакомили европейцев с человекообразными обезьянами в Африке и с новыми колониальными народами и культурами. Путешествия стали эмпирической базой теоретической антропологии. Начинает развиваться теория рас. На основе собранного материала обосновывается идея близости предков человека к животным и, прежде всего, обезьянам.
2. Ч. Дарвин, книга «Происхождение видов путём естественного отбора» (1859). Она привлекла внимание учёных на проблему происхождения и развития человека как биологического и общественного существа, то есть к проблемам антропогенеза.
3. В середине 19 века антропология развивается как биологическая наука. Она исследовала: 1. биологическую природу человека 2. его происхождение 3. положение в животном мире 4. биологические типы человека, зависящие от места проживания, климата, пола, возраста, особенностей труда. К концу 19 века антропология проходит период институализации и выступает как единство теории рас, теорий анатомического строения человека и теорий антропогенеза.
Изначально антропология использовала методы антропометрии, то есть замерялись органы человека и сопоставлялись с биологическими типами (так возникла теория рас). Также сопоставлялись и останки древних людей с современным человеком. На основе этого реконструировалась история развития человечества. Появление термина «антропология» происходит значительно раньше – 1596 год (книга Отто Гасмана – «Антропология»).
4. Развитие антропологии в середине 19 века. Огромный интерес к проблеме возникновения человека и теории рас привёл к возникновению антропологических обществ:
a. Париж, 1859 год. При этом обществе создан антропологический музей и организованы курсы по её изучению.
b. В 1863 году антропологическое общество возникает в Лондоне.
c. В 1864 году в Москве открыт антропологический отдел общества естествознания.
d. 80-х годах возникают несколько обществ в Германии и Италии. Целью этих обществ стала организация археологических и этнографических экспедиций. Эти экспедиции имели своей целью изучение колониальных народов, особенностей их культуры и быта, развитие теории рас, поиск останков. Практические задачи: разработка эффективных моделей управления колониальными территориями.
В начале XX века была разработана концепция негласного управления, когда управленческие задачи основаны на культурных традициях, особенностях социальной организации колониальных народов. В рамках биологической антропологии формируется социальная. Её цели:
* исследование первобытных колониальных народов и их социокультурной организации. Под первобытными народами американские и английские антропологи – Льюис Генри Морган, Эдуард Тейлор – понимали такой тип общества и культуры, который сохранил социальную стабильность за счёт традиций и непотребительского отношения к природе. Первобытное общество основано на сопричастности человека и природы. Ему противопоставляется европейское, сформировавшее свой цивилизационный облик за счёт покорения природы. Важным было исследование первобытных народов с точки зрения выстраивания эволюции человека, общества и культуры. Для того, чтобы построить эволюцию человека:
1. доказать универсальность человека, установить сходство людей разных стран, континентов.
2. Выявить законы развития человека как биосоциального существа.
3. выделить этапы данного развития
Это классический эволюционизм, линейно-стадиальный подход, был распространён в середине 19 века. Л.Г. Морган выделяет 3 этапа развития человека и культуры: 1. дикость 2. варварство 3. цивилизация. Критерий выделения этапов – материальная культура. Переход от дикости к варварству – при овладении гончарным ремеслом, а от варварства к цивилизации – обработка железа. Через эти этапы проходит любое общество, по Моргану. Но это не так, это не универсально. В 19 веке в контексте антропологии формируется социальная антропология. В конце 19 – начале 20 века формируется социально-философская антропология, исследующая проблемы взаимосвязи человека и общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: