Хозяйственно-культурные типы

(на примере индейцев Америки).

Хозяйственно-культурные типы – исторически сложившиеся комплексы хозяйства и культуры у народов, приблизительно равного уровня развития и живущих в сходных условиях. (По М.Г. Левину и Н.Н. Чебоксарову).

ризнаки: характер, облик и уровень развития хозяйства и хоз. деятельности людей. ХКТ характеризует хозяйственно-производительную, технологическую сторону пр-ва, а так же его конкретное этнокультурное выражение, этнологический облик всей общественной системы в целом и социально-экономических укладов в частности.

Первичная, первобытно-общинная эпоха:

– присваивающее хозяйство

– примитивно-производящее хозяйство

Ко вторичной эпохе относится интенсивно-производящий этап развития хозяйства.

Этапы развития хозяйства:

1) Присваивающий ХКТ:

– бродячая охота и собирательство тропиков

– специализированная охота и собирательство тропиков

– прибрежное рыболовство и собирательство

– охота, рыболовство, собирательство умеренного пояса

– пешая таёжная охота

– арктическая охота на морского зверя

– оленная охота

– охота, рыболовство, собирательство с зачатками земледелия и животноводства

2) Ранний производящий ХКТ:

– ручное земледелие тропиков

– комплексное хозяйство ранних земледельцев субтропиков

– земледелие и животноводство умеренного пояса

– оленеводство тайги и тундры

3) Развитый производящий (экстенсивный) ХКТ:

пастушеское скотоводство и земледелие

– кочевые и полукочевое скотоводство номадов

– традиционное земледелие и животноводство предгосударств AFR

– земледелие и животноводство лесной зоны EUR

4) Производящий (интенсивный) ХКТ:

– плужное и ручное земледелие древних цивилизаций (в т.ч. рабовладельческих:Др. GRE и ДР. Рима).

– плужное земледелие средней полосы

– средневековый ремесленно-торговый городской

ХКТ индейцев Америки.

Поскольку этнологическое исследование жизни американских индейцев началось сравнительно поздно – на рубеже XIX-XX вв., установить, что там было до прихода европейцев очень сложно. Ко времени начала их изучения, индейцы окончательно превратились в лубочный образ, в эссенцию индейского образа жизни, как его представляли себе американцы.

доевропейские народы Америки по ХКТ

1. Охотники и рыболовы - Эскимосы и индейцы севера (побережье С. Америки от Аляски до побережья Гренландии, лесные районы).

Охота. На тюленей и моржей, круглогодично (с лодок или через лунки). Мясо – в пищу, шкура – на обувь и лодки, кости – на орудия, жир – в пищу и для освещения/отопления. Охота на оленя, медведя, пушного зверя, мускусного быка, водоплавающую птицу – только летом. Летом же ловили и заготавливали рыбу, собирали ягоды.

Орудия. Гарпун (копье с отделяющейся головкой, ремнем, воздушным пузырем); лодки – мужские одноместные (каяк с противоводным фартуком) и женские многоместные (для транспортировки добычи; деревянный каркас, кожаная обшивка). Для сухопутной охоты и рыбной ловли: копье, лук, стрелы, силки и ловушки. Зимой – лыжи-ракетки. Собачьи упряжки.

Жилища. Летом – чум (деревянный конический каркас, обшивка кожаная) для маленькой группы людей. Зимой – на побережье в землянках, в иглах. Одежда. Из меха оленя – меховая рубаха с капюшоном, штаны, меховые мокасины с подвязками к поясу, рукавицы. Зимой – 2 комплекта одежды. Для женщин – то же, но штаны и рубаха сшиваются вместе.

Пища. Мясо, жир, рыба, ягоды, коренья, растения. Социум. Общины и более широкие, но менее жесткие объединения.

Религия. Анимизм (вера в «хозяйку моря»). Шаманизм и тотемизм.

2. Земледельческие народы (комплексное хозяйство) – Аппалачи, могикане, сиу, навахи, индейцы майя, ацтеки и инки.

Хоз-во огородного типа. Подсечно-огневое. Кочевое. Главная культура – маис (5000 до н.э., из центра Америки на север и юг). Также – клубневые, помидоры, фасоль, тыква. Ацтеки и инки выращивали перец, какао, авокадо, табак и хлопок. Очень слабое развитие животноводства (ламы) – из-за огородного типа земледелия. На Амазонке в пищу употребляли водяную лилию Виктория регия и дикий рис.

Орудия. Мотыги, палки-копалки. Появляются топоры, молоты, ножи. Ацтеки и инки обрабатывают камень, создают мозаики, обрабатывают Cu, Ag, Au. У них же была развита торговля

Жилища. Большие дома со стенами из древесной коры или меньших размеров постройки с заполнением стен глиной. Южнее – пуэбло – сооружения из камня или сырцового кирпича со множеством помещений. У инков были жилища из камня – без окон и мебели.

Одежда. ♂ – кожаный фартук, набедренная повязка из травы, ♀ – накидка до колен, юбка. У ацтеков практиковалось ношение украшений. У ♂ инков – туника и плащ, у ♀ – ширкиепояса и плащи с застежками.

Социум. Филиация – по женской линии. Материнская родовая община у ирокезов – овачира. Племенной совет. У ацтеков – кальпулли– общинные подразделения = кварталы. Целью войны для ацтеков был захват пленных – для жертвоприношений. У инков – айлью – соседская община.

Р елигия. Культ предков, тотемы, духи, культ солнца и обряды вызывания дождя. У каждого человека свой дух-покровитель. Ацтеки верили в загробную жизнь.

Охота была главным каналом проникновения в культуру индейцев частнособственнических отношений. С I тыс. до н.э. появляются первые города: Теотиуакан майя, Чиму Чан-Чан в Андах, в XIV в. н.э. – Теночтитлан ацтеков, Куско инков. У майя и ацтеков была оригинальная письменность, у инков – кипу – узелковое письмо. Есть свидетельства о наличии связей между отдельными центрами культур Америки.

Этнологические источники.

Этнологический источник – всякое явление, которое может быть использовано для извлечения сведений об этнических объектах.

На анних этапах – наблюдения купцов, послов, путешественников, судовых врачей и натуралистов (Дарвин, Геродот, Тацит). Эти источники создавались как служебные записи, либо как самостоятельные произведения. В них – иногда ценная информация об исчезнувших народах. Позже – полевые исследования и экспедиции. Уже научный подход к сбору данных. На этом этапе появляется методология этнографии. Привлекаются сведения многих, в том числе естественных, наук (большей частью – прикладных), таких как ботаника, медицина, биология и др (комплексный подход Д.Н. Анучина).

Основные группы источников:

1) Артефакты – материальные предметы культуры изучаемого народа

2) Мемораты – отражения тех или иных сторон этнического объекта

3) Классические письменные нарративные источники

4) Полевой материал (сведения собираемые этнографией)

1. Письменные источники. Самые ценные. Клинопись, папирусы, летописи, хроники, служебные документы. С распространением письменности число и значение таких источников растет.

2. Изобразительные материалы. Фрески, рисунки, барельефы, мелкая пластика, орнаменты и т.д. Ценность таких источников в том, что они существовали тогда, когда письменностью ещё не было.

3. Документальные источники. Фотографии, материалы, собранные в ходе специальных экспедиций, карты и чертежи.

4. Музейные собрания. Женские головные уборы – очень характерная черта любого этноса. Также – костюмы, муз.инструменты и проч.

5. Фольклор. Танцы, народная музыка, песни, загадки и др. Особенно информативны обряды (свадьба, похороны).

6. Лингвистика. Язык, его развитие. Родство языков обычно означает родство народов, но иногда, в силу исторических причин, такие народы могут различаться по хозяйству и культуре => привлекать другие источники. Бывают и билингвальные этносы.

7. Антропология. Дает важные сведения об этногенезе. По антропологическим данным устанавливается принадлежность к одной из рас.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: