Поскольку способы решения основной проблемы химии появлялись последовательно, то в истории химии можно выделить четыре последовательно сменявших друг друга этапа. В то же время с каждым из названных способов решения основной проблемы химии связана собственная концептуальная система знаний. Эти четыре концептуальных системы знания находятся в отношениях иерархии (субординации). В системе химии они являются подсистемами, так же как сама химия представляет собой подсистему естествознания в целом. Концептуальные системы химии можно представить наглядно в виде схемы:
1. Учение о составе вещества | 1660 г. |
2. Структурная химия | 1800 г. |
3. Учение о химических процессах | 1950 г. |
4. Эволюционная химия | 1970-е – н.в. |
Основной производственной задачей химии является получение вещества с заданными свойствами. Это осуществляется:
§ на первом уровне, с учётом изменения состава;
§ на втором уровне, с учётом изменения состава и структуры;
§ на третьем уровне, с учётом условий, при которых протекает химический процесс, а также состава и структуры;
§ на четвёртом уровне, с учётом самоорганизации реакторной системы.
Основные законы химии. Химические процессы и реакционная способность веществ