Формирование классической антропологии как науки, ее содержание и положение в системе научных знаний

Термин «антропология» имеет греческое происхождение и означает дословно «наука о человеке» («антропос» – человек, «логос» – наука). Его первое использование приписывается Аристотелю, для обозначения области знания, изучающей преимущественно духовную сторону человеческой природы. С этим значением термин просуществовал свыше тысячелетия.

В 1501 г. выходит книга М. Хундта «Антропология о достоинстве, природе и свойствах человека и об элементах, частях и членах человеческого тела». В этом анатомическом труде термин «антропология» впервые применяется автором в связи с описанием физического строения человека. Следующим трудом, имеющим отношение к формированию антропологии, как отдельной области знаний о человеке стала книга Г. Капелла «Антропология, или рассуждение о человеческой природе», изданная в 1533 г., в которой он впервые вводит данные об индивидуальных вариациях строения тела человека и его индивидуальной изменчивости в область антропологии.

С этого момента в науке устанавливается двоякое понимание антропологии, как науки о человеческом теле, его строении и многообразии - с одной стороны, и о человеческой душе - с другой.

Французские энциклопедисты придавали термину «антропология» очень широкое значение, антропология представлялась универсальной наукой о человеке, систематизирующей знания о его естественной истории, материальной и духовной культуре, психологии, языке и физической организации.

Немецкие философы XVIII и начала ХIХ ст., в частности Кант, включали в это понятие в основном вопросы изучения психической сферы человека - антропология в их понимании почти идентична психологии. Дальнейшая судьба термина напрямую связана с общими тенденциями развития научной мысли.

Главным изменением представлений о мире, происшедшем в XIX в., было формирование и распространение идей эволюционизма, которые возникли благодаря появлению исследований происхождения Солнечной системы П. де Лапласа (1796 г.), созданию эволюционной теории термодинамики Н. Карно (1824 г.), публикации в 1859 г. труда Ч. Дарвина «Происхождения видов». XIX век вошел в историю человечества, как эпоха бурных открытий, во время которой происходило активное накопление данных о мире, и эти данные выстраивались во временные и географические причинно-следственные схемы. Одним из последствий этого, в свою очередь, стала специализация отдельных научных дисциплин естествознания.

Поэтому, второй половине XIX в. под «антропологией» стали понимать область естествознания, занимающуюся изучением природы человека в первую очередь методами биологии и сравнительной анатомии.

Антропология стала биологической наукой о строении человеческого тела (сравнительная анатомия и морфология человека), о многообразии его форм (расоведение), а также о происхождении и эволюции человека (антропогенез).

«Антропология есть отрасль естествознания, которая изучает происхождение и эволюцию физической организации человека и его рас» формулируют крупнейшие антропологи Я.Я. Рогинский и М.Г. Левин в 60-х гг. XX в. Это одно из последних фундаментальных определений физической антропологии, которое сводит цели антропологического исследования к изучению биологических особенностей человека.

На сегодняшний день антропология претендует на роль науки, объединяющей исследование человека с разных сторон: исторической, биологической, социальной, культурной и др.

Современная антропология – это раздел общей биологии, включающий естественную историю человечества, расоведение, генетику популяций человека, разнообразие морфологических типов, возрастные особенности, экологию поведения человека. За последние десятилетия термин «антропология» применяется и к другим областям знаний о человеке, например, педагогическая, фило­софская, социальная, культурная, политическая и экономическая антропология, биомедицинская антропология.

С точки зрения классической антропологии, одной из важнейших составляющих человека, знание которой необходимо для получения целостного представления о нём, является его биология. Данные других дисциплин используются антропологами в качестве обязательного источника сведений для адекватного описания и комплексного исследования объекта. Поэтому, задача физической антропологии - научное описание изменчивости биологических признаков человека и их систем. Основным уровнем изучения антропологов является индивид. Применение популяционных подходов и методов вариационной статистики к исследованию антропологических признаков предоставляет возможность описания следующих уровней организации человека - популяций и их объединений. Одно из определений антропологической науки - это описание человеческого многообразия в пространстве и во времени.

Классическая антропология объединяет области знаний трех больших разделов, на основе которых она развивается: эволюционная антропология, общая морфология человека и расоведе­ние или этническая антропология (Таб. 1).

Эволюционная антропология занимаетсяизучением происхождения и эволюции предков человека до современных форм. Она включает в себя примато­логию, изучающую современных и ископаемых приматов, и палеоантропологию, изучающую ископаемые формы человека и самого человека в течение четвертичного периода. Важнейшая задача антропогенеза – изучение процесса становления человека, и, прежде всего, последовательности возникновения его свойств и признаков.

Таблица № 1.1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: