Раздел II. Эволюционнная антропология

Анализом за­кономерностей биологической эволюции и эволюции человека, его психики, сознания занимается философско-биологическая антропология, по данным которой на сегодняшний день су­ществует 28 различных теорий, претендующих на анализ био­логической эволюции (П. Оверадж). В общем виде их подразделяют на две группы: финалистские и нефиналистские теории.

Финалистские теориисчитают невозможным существование такого сложного процесса, как эволюция (хотя и признают случайные генети­ческие мутации и естественный отбор) без привлечения высшей силы и выс­шего разума. Именно он определил цель эволюции, ее средства и вписал в саму материю поразительную программу, которую затем реализуют многообразные энергии ма­терии и жизни.

«Приходится признать наличие ортогенеза, то есть прямолиней­ной биологической эволюции, центрального ствола древа жиз­ни, венцом которого является человек. В основе жизни лежит некий план. Одна-единственная ошибка могла бы погубить весь план. Самое поразительное и многозначительное состоит в том, что ни «одной ошибки» не произошло, то есть эволюция, играя с бесконечными возможностями неудачи и с бесконечным мно­жеством случайных генетических мутаций, в конце концов, при­шла к тому, что искала: к чуду человека» (О. Шиндевольф).

Финализм эволюции отстаивают такие философы и ученые, как П. Тейяр де Шарден, геолог П. Леонарди, А. Дальк, П. Грассе, В. Арчидиаконо, В. Маркоцци, Ж. Карль. Они считают, что жизнь возникла и существу­ет благодаря постоянной и сложнейшей комбинации природных и космических констант, и если бы начальные условия были несколько иными, то жизнь и человек не могли возникнуть. Вся эта совокупность проблем предполагает, что космическая эволюция имела целью возникновение жизни, а жизнь — возникновение человека, т.е. человек — конечная цель всей совокупности названных природ­ных и космических констант.

Нефиналистские теорииобъясняют упорядочен­ность и поступательное движение биологичес­кой эволюции действием слепых причин и сил, не наце­ленных на порождение различных организмов, вклю­чая человека, и производящих их по чистой случайности.

Среди нефиналистских теорий самая распространенная — синтетическая или неодарвинистская теория, которая объединяет теорию мутаций с дарвинизмом (Дарвин не знал о существовании мутаций). Эволюция — это продукт взаимодействия двух фак­торов — случайных мутаций и естественного отбора.Отбор выбраковывает вредные мутации и благоприятствует полезным. Суммирование полезных мутаций ведет к значитель­ным морфологическим и функциональным изменениям. Если ус­ловия окружающей среды благоприятствуют им в течение дол­гих геологических периодов, то они становятся причиной фор­мирования новых структур, органов, систем, новых видов живых существ и в конечном результате - человека.

Эту теорию поддерживают многие ученые: Р. Фишер, С. Райт, Дж. Симпсон, Т. Добжанский, Ж. Моно и др.

Ж. Моно в книге «Случай­ность и необходимость» (1970) пишет, что в природе и в эволю­ционном процессе господствует случайность: сама жизнь по­явилась вследствие случайности, затем от случайной мутации к новой случайной мутации возникли разнообразные виды ра­стений, животных, и чисто случайно возник человек.

В настоящее время существует множество теорий и гипотез о происхождении человека.

Креационизм учение о божественном сотворении чело­века или за счет «посева» из Космоса. Наиболее исторически стабильным является религиозный постулат о божественном сотворении мира и человека. Креационизм имеет два течения. Теологи-антиэволюционисты считают единственно верной точку зрения, изложенную в Библии. Согласно ей, человек, как и другие живые организмы, был создан Богом в результате одномоментного творческого акта и в дальнейшем не изменялся. Сторонники этой версии либо игнорируют доказательства длительной биологической эволюции, либо считают их результатами других, более ранних и, возможно, неудачных творений.

Теологи-эволюционисты признают возможность биологической эволюции. Согласно им, виды животных могут превращаться один в другой, однако направляющей силой при этом является Божественная воля: человек мог возникнуть от существ с более простой организацией, однако его дух оставался неизменным с момента первоначального творения, а сами изменения происходили под контролем и по желанию Творца. Как ни удивительно, западный католицизм официально стоит на позициях эволюционного креационизма. Энциклика папы Пия XII (1950 г.) допускает, что Бог мог создать не готового человека, а обезьяноподобное существо, впрочем, вложив в него бессмертную душу.

Эволюционизм— естественнонаучное понимание происхождения человека в ходе биологической эволюции от некого предка. Наиболее общепринята симиальная гипотеза: возникнове­ние человека в ходе биологической эволюции от безьяноподобного предка. Однако в последние годы появилась гипотеза о «водном» происхождении человека. В соответствии с которой предполагают, что предки человека жили в море, имели жабры, гладкую кожу. Гипотеза базирует­ся на обнаруженных древних мумиях человекообразных существ с жабрами. Существует и гипотеза о происхождении человека от муравьеда (в связи с идентичностью строения внутренних органов).

В противовес эволюционизму в XX в. возник «антиэволюционизм» — гипотеза о том, что 2,5 млрд. лет назад (еще до возникновения многоклеточных животных) существовала древняя цивилизация людей, способных создавать металлические сфе­ры (металлические сферы обнаружены в Южной Африке, и их возраст оценивается в 2,5 млрд. лет). Затем происходила много­вековая деградация, в ходе которой люди теряли свой человечес­кий облик, превращались в обезьян, животных. Сторонники этой гипотезы (М. Кремо, Р. Томпсон, А. Белов) считают, что в при­роде идет «не биологическое очеловечивание зверей, а... биоло­гическое озверение человека».

Согласно гипотезе Э. Мулдашева,опираюшейсяна инфор­мацию, содержащуюся в религиозных книгах буддизма, кни­гах Нострадамуса, Е.П. Блаватской, Р. Штайнер, данных экс­педиций в Тибет, современный человек — это своеобразный потомок более совершенных и могучих разумных существ: лемурийцев, атлантов, которые первоначально возникли путем уплотнения духа много миллионов лет назад, и с тех пор сме­нилось 5 разумных цивилизаций — 5 рас разумных существ (современный человек относится к последней пятой разумной цивилизации).

Данная гипотеза о происхождении человека пред­ставляет определенную ценность, имеет ряд доказа­тельств, хотя и не согласуется с привычными эволюционными антропологическими гипотезами о биологическом происхож­дении человека.

Впрочем, существует гипотеза, которая пыталась объеди­нить «биологическую эволюцию» и «духовно-космическую эво­люцию» современного человека (И. А. Добросоцкий). Предпо­лагается, что на основе мутаций и естественного отбора постепенно шла биологическая эволюция от обезьяны к человеку, но решающим толчком для возникновения современного ра­зумного человека стало взаимодействие первобытного челове­кообразного существа с высокоразвитыми духовными разум­ными космическими существами, которые воспринимались людьми как Боги, и рожденные от них земными женщинами дети создали современный физический и интеллектуальный облик «челове­ка разумного» (кроманьонца).

Рассмотренные гипотезы имеют право на существование и имеют определенную ценность, но наиболее традиционной и до­казательной (палеонтологическими и археологическими данными) до сих пор остается биологическая: эволюционная симиальная гипотеза.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: