Расизм в XIX – XX в.в

В первой половине XIX в. главным оплотом расистских теорий становятся Соединенные Штаты Америки в связи с обострением борьбы за права негров.

Стремясь укрепить свои экономические и политические позиции, рабовладельцы-плантаторы берут на вооружение реакционные расовые теории Д. Глиддона, который в своей книге «Типы человечества» (1844 г.) высказывает мнение, что негры относятся к особенному отдельному виду близкому к человекоподобным обезьянам. Суть подобных схем была понятна большинству ученых того времени. Анализируя причины распространения расизма в США, российский революционер-демократ Н. Чернышевский в статье «О расах» писал: «Рабовладельцы были людьми белой расы, невольники – неграми, поэтому защита рабства приобрела форму теории о коренных отличиях между расами человека».

Но основателем «научного расизма» принято считать французского историка Джозефа де Гобино с его трудом «Опыт о неравенстве человеческих рас» (1853—1855 гг.), который стал настоящим манифестом расиз­ма. В этой книге утверждается, что источник разного уровня развития народов и культур состоит в расовых особен­ностях людей. При этом де Гобино исходил из идеи полигенизма — учения, отрицающего единство человеческого рода, считавше­го, что каждая раса появилась вполне самостоятельно. Именно поэтому расы различаются не только по внешним признакам, но и по психологическим качествам и умению со­здавать и усваивать культуру. «Дикари являются таковыми, по­тому что они представители низших рас, и выше им никогда не подняться».

Низшей расой Гобино считал черную, несколько более раз­витой — желтую. Но единственно способной к прогрессу и со­зданию полноценной культуры называлась белая раса, особен­но ее элита — арийцы. Идеалом для Гобино была германская культура в лице средневекового Рима. Однако о будущем человечества он думал весьма пессимистически; сожалея, что белая раса (включая арийцев), создавая повсюду новые типы культуры, смешивалась с другими народами, теряла свою чистоту и из­начальный импульс энергии.

В конце XIX – в начале XX ст. в странах Западной Европы появляется новая разновидность расистской идеологии - социальный дарвинизм, который рассматривает биологические принципы естественного отбора, как определяющие факторы общественной жизни. С этой точки зрения, классовое неравенство - это следствие прирожденного биологического неравенства людей, которое, так или иначе, связано с расовыми, физическими признаками. Они выдвигали тезис о зависимости психических качеств людей и их культуры от головного показателя (процентного от­ношения наибольшей ширины головы к ее наибольшей длине). Так, Ж. Лапуж объяснял господствующее положение людей с «арийскими» чертами (светловолосых и длинноголовых) «социальным отбором». Чем длинноголовее человек, тем более он одарен, спосо­бен. Длинноголовые — представители европейской расы, создатели великих культур в истории человечества. Если же среди европейцев обнаруживаются короткоголовые - брахикефалы, то обыч­но это бедные классы и слои населения, потомки негерманско­го местного населения, что и объясняет их «неполноценность». Представители течения (Г. Спесер, Ж. Лапуж, Л. Вольтман, Л. Гумплович, А. Смолл) вульгарно трактуя эволюционную теорию, рассматривали социальные конфликты, как естественные и неустранимые, оправдывая милитаризм и экспансионизм во внешней политике государств.

В это же время формируется мальтузианство – теория, согласно которой, положение трудящихся определяется не уровнем развития производительных сил и социальными условиями господствующего строя, а законами природы, обуславливающими отставание роста средств существования от роста народонаселения. Основоположник Т. Мальтус утверждал, что соответствие между численностью населения и количеством средств существования может регулироваться эпидемиями, голодом, войнами, непосильным трудом. Идеи Мальтуса использовали империалистические круги при развязывании захватнических войн. В современный период неомальтузианцы пытаются доказать, что именно высокие темпы роста населения в развивающихся странах усиливают их социально-экономическую отсталость.

В конце XIX - начале XX столетий возникает евгеническое движение, благодаря влиянию учению Ч. Дарвина и журнальным публикациям Ф. Гальтона. Евгенические идеи возникли одновременно в различных странах. Например, работа В.М. Флоринского «Усовершенствование и вырождение человеческого рода», которая появилась в России. В Германии вместо термина «евгеника» начал применяться термин «расовая гигиена».

В евгеническом движении отчетливо прослеживаются два направления. Одно из которых - негативная евгеника, в задачи которой входило принятие мер, ограничивающих появление населения с нежелательными свойствами. К сожалению, во многих странах именно негативное направление евгеники получило поддержку со стороны государства. В ряде стран Западной Европы и Соединенных Штатах Америки были приняты законы, ограничивающие возможность появления потомства у людей с некоторыми психическими и соматическими заболеваниями, а также у людей с асоциальным поведением. В ряде штатов США и некоторых государствах практиковалась насильственная стерилизация, а также ограничивался въезд представителей ряда этнических групп (цыгане, евреи, восточные славяне) в страну.

Выдвинув в середине XIX века первую расистскую концепцию, француз Ж. Гобино объявил арийцев «высшей расой»; в связи с этим в XX веке расизм, переплетаясь с социальным дарвинизмом, мальтузианством, негативной евгеникой становится официальной идеологией фашизма, так называемой «нордической» теорией. Основываясь на глубоко ошибочных представлениях о внутренних, причинных связях между понятиями «раса», «язык», «культура» и психическими особенностями людей, последователи «нордизма» (Г. Чемберлен и др.) доказывали, что все достижения мировой цивилизации обусловлены деятельностью арийцев, которыми называли германские народы. Аристократ-англичанин Г. Чемберлен считал, что самые яркие представители «западно-арийского» расового типа – немцы.

Но известно, что в каждом народе, будь-то немецкий, французский, английский, русский, среди людей, принадлежащих к различным нациям, сущест­вуют расовые типы, различающиеся по форме головы, пигментации, пропорциям тела, росту и т.д. Различные расовые типы живут на севере и юге Германии и Фран­ции, в средней полосе России, в Сибири. В частности, в состав германского народа входят представители пяти разных расовых типов. Во многих европейских и американских странах расизм в XIX веке и в начале XX века не находился под запретом, а после прихода к власти фашистов в Германии получил статус государственной доктрины. В соответствии с которой «арийская» раса характеризовалась определенными физическими чертами, характерными для европеоидов, это: высокий рост, светлый цвет волос, голубые глаза, долихокефалия; представители «арийской» расы были «носителями разума, обладали твердым характером, были упорны при достижении цели».

Существовала концепция «расовой гигиены», которая означала необходимость разделять людей на представителей высшей расы и низших элементов и необходимость соответствующего отбора. По этой концепции, первых следовало искусственно поддерживать, тогда, как воспроизводство вторых требовалось предотвращать; т.к. смешение же рас даёт нежелательные последствия. Эта концепция также требовала проводить стерилизацию алкоголиков, эпилептиков, лиц с различными наследственными болезнями, слабоумных. Стремление к поддержанию «расовой гигиены» проявилось в государственных программах принудительного истребления различных категорий населения («Программа умерщвления Т-4»).

Опираясь на теорию «нордизма», руководство фашистской Германии закрепило за собой «природное» право господства над «слабыми» и «неполноценными народами», не останавливаясь перед их уничтожением.

Поэтому евреи были лишены прав гражданства, возможности работать на государственной службе, иметь частную практику и собственный бизнес, вступать в брак с немцами и получать образование в государственных учебных заведениях. Их собственность и предприятия регистрировались и подвергались конфискации. Постоянно совершались акты насилия, и официальная пропаганда разжигала среди истинных немцев чувства предубеждения и ненависти к евреям. В ходе Второй мировой войны репрессии, проводимые по национальному признаку, стали проводиться не только в Германии по отношению к евреям, но и на оккупированных ею землях по отношению к другим народам.

Нацисты открыто заявляли о намерениях «подорвать биологическую силу» многих народов – евреев, цыган, славян, поэтому в соответствии с планом «Ост» сразу после войны они планировали уничтожить 30 млн. граждан Польши, Чехословакии, Светского Союза. Массовый террор, зверства, геноцид по отношению к другим национальностям – таковы были последствия практического осуществления фашистских доктрин.

После разгрома Германии открыто пропагандировать биологический расизм стало невозможно. Однако расистская идеология не была подорвана окончательно, приобретая в новых условиях формы «психорасизма». Платформу этого псевдонаучного течения, возникшего в США и в Западной Европе, составляли противопоставления расовых и этнических групп человечества на основе групповых «биопсихических» признаков, которые проявляются в поведении отдельных людей определенной национальности. Базируясь на ошибочном положении о прямой связи между психикой и физическим типом, неорасисты пытались доказать наличие полноценных и неполноценных «этнопсихологических профилей». К последним относили большинство народов «третьего мира», особенно темнокожих африканцев. «За исторический период длительностью в шесть тысяч лет, - утверждал американский психолог Г. Гсиррет, - черными африканцами не было создано ни одной великой цивилизации, открытия, гения».

До начала 70-х годов XX столетия неорасистские схемы, объясняющие бедственное существование многих этнических групп их «прирожденными» биопсихическими недостатками, широко пропагандировались на страницах специальных изданий и в периодической прессе стран Запада.

В противовес белому расизму в ХIХ - ХХ вв. другие народы стали создавать собственные теории о своей расовой исключи­тельности, появились идеи превосходства индийской, японской, африканской, китайской культур и народов над нынешними ев­ропейцами. В 60-е годы XX века бывший президент Сенегала Л.С. Сен-гору создал концепцию «негритюда». Он отмечал преимущества и особенности африканцев как детей природы, непосредственно сливающихся с ней, подчи­няющихся ее ритмам, запахам, звукам. Поэтому «вся африкан­ская культура пронизана ритмами, связывающими ее с кос­мическими колебаниями. Белый же человек — разрушитель, потерявший гармонию в отношениях с самим собой, другими людьми и природой».

Антропология располагает множеством фактов, подтверждающих, что народы Земли обладают равными биологическими возможностями для достижения любо­го уровня цивилизации, а различия между достижения­ми разных народов объясняются историей их культуры. Вспомним расцвет величайших цивилизаций мира — Месопотамию и Египет, остров Крит и Южную Амери­ку, древний Хорезм и Карфаген — и все это задолго до расцвета культуры в Европе. Однако расизм стремится законами природы объяснить социальное неравенство в капиталистиче­ском обществе, оправдать войны, насилие, расовую дискриминацию.

В наше время огромное значение приобретает борьба с человеконенавистнической идеологией расизма, которая на протяжении веков служила «теоретическим» прикрытием национального и колониально угнетения. На смену биорасизму, с его явной антинаучной сущностью, приходят другие концепции, одним из вариантов современного расизма является куль­турный релятивизм. Формально признавая биологическую равноценность рас человека, теоретики расизма декларируют идеи о психическом неравенстве «наций и племен», приписывают наследственную обусловленность их «психическому складу», «структуре характера», «модели культуры». Бездоказательно ут­верждается некая качественная уникальность, неизменность куль­турной традиции каждого народа, якобы связанная с наследуе­мыми биопсихическими особенностями, которые отражаются на поведении индивидуумов.

Прогрессивные ученые осудили подобную разновидность расизма, доказав на многочисленных фактах, что не существует связи между психическими свойствами и расовыми особенностями, так как порабощенные группы всегда отличаются условиями жизни, социальным происхождением, воспитанием, образованием.

Но, невзирая на научную несостоятельность расистских теорий, расизм очень живуч и опасен. Особенно в тех странах, где взаимоотношения между различными расовыми группами населения представляют собой острую социальную, экономическую и политическую проблему, где расовый вопрос служит источником серьезных конфликтов, отравляет духовную жизнь современного общества. Расисты ожесточенно выступают против смешения «белых» с «цветными», продолжают выступать против равноправия негров и индейцев, поддерживают реакционные расистские организации типа Ку-клукс-клана. В такой обстановке становится актуальной ведущая роль антропологической науки в борьбе с расистским измышлениями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: