Вопросы кандидатского экзамена

  1. Наука в культуре современной цивилизации. Три аспекта бытия науки: наука как генерация нового знания, как социальный институт, как особая сфера культуры.
  2. Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Ценность научной рациональности.
  3. Наука и философия. Наука и искусство. Роль науки в современном образовании и формировании личности.
  4. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила).
  5. Определение понятия «наука».
  6. Логико-эпистемологический подход к исследованию науки. Позитивистская традиция в философии науки.
  7. Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки. Концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т.Куна, П.Фейерабенда, М.Полани.
  8. Социологический и культурологический подходы к исследова­нию развитии науки. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности. Концепции М. Вебера, А.Койре, Р. Мертона, М.Малкея.
  9. Восточная преднаука.
  10. Генезис науки. Античная наука.
  11. Наука в Средние века.
  12. Наука эпохи Возрождения. Первая научная революция.
  13. Наука Нового времени 17 в.
  14. Рождение классической науки.
  15. Наука в эпоху Просвещения 18.в
  16. Особенности развития науки в 19 в.
  17. Понятие «научная революция». Проблемы типологии научных револю­ций.
  18. Союз науки и философии в рамках марксистской философии.
  19. Становление социальных и гуманитарных наук.
  20. Структура научного знания: эмпирический уровень научного знания.
  21. Структура научного знания: теоретический уровень научного знания.
  22. Основания науки. Философские основания науки.
  23. Метатеоретический уровень научного знания.
  24. Неклассическая наука: общая характеристика.
  25. Селективная роль культурных тради­ций в выборе стратегий научного развития. Проблема потенци­ально возможных историй науки.
  26. Исторические типы научной рациональности.
  27. Постнеклассическая наука: общая хараетеристика.
  28. Достижения и противоречия научно-технического прогресса.
  29. Наука и ненаучное знание.
  30. Традиции и новации в науке.
  31. Новые этические проблемы науки в конце XX столетия.
  32. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях.
  33. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов.
  34. Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования и проблема идеологизированной науки.
  35. Экологическая этика и ее философские основания.
  36. Философия русского космизма и учение В.И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере.
  37. Проблемы экологической этики в современной западной философии.
  38. Сциентизм и антисциентизм в современной культуре.
  39. Поиск нового типа цивилизационного развития и новые функции науки в культуре.
  40. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.
  41. Наука как социальный институт. Различные подходы к определению социального института на­уки.
  42. Подго­товка научных кадров: достижения, проблемы, тенденции. Научные школы.
  43. Наука и экономика.
  44. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы (республика уче­ных 17 века; научные сообщества эпохи дисциплинарно организо­ванной науки; формирование междисциплинарных сообществ на­уки XX столетия).
  45. Историческое развитие способов трансля­ции научных знаний (от рукописных изданий до современного компьютера).
  46. Компьютеризация науки и ее социальные послед­ствия.
  47. Наука и власть. Проблема государственного регулирования науки.
  48. Философия социально-гуманитарных наук.
  49. Общетеоретические подходы. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания. Субъект социально-гуманитарного познания.
  50. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании.
  51. Жизнь как категория наук об обществе и культуре.
  52. Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном знании.
  53. Коммуникативность в науках об обществе и культуре: методологические следствия и императивы.
  54. Проблема истинности и рациональности. Объяснение, понимание, интерпретация в социальных и гуманитарных науках.
  55. Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках.
  56. Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук. Разделение социально-гуманитарных наук.
  57. «Общество знания». Дисциплинарная структура и роль социально-гуманитарных наук в процессе социальных трансформаций.
  58. История искусствознания.
  59. Искусствоведение как наука. Виды искусства в художественной культуре (проблемы классификации искусств).
  60. Искусствоведческое исследование, его жанры и формы.
  61. Художественная критика, ее функции, формы и задачи. Основные этапы формирования и развития искусствознания.
  62. Отечественная искусствоведческая мысль об искусстве Древней Руси (XIX–XX в.в.). Искусствоведческая мысль в античной культуре.
  63. Искусствоведческая мысль в культуре средних веков.
  64. Искусствоведческая мысль в культуре Возрождения.
  65. Искусствоведческая мысль в Западной Европе XVII века.
  66. Искусствоведческая мысль в культуре Просвещения.
  67. Искусствоведческая мысль в культуре романтизма и позитивизма.
  68. Искусствоведческая мысль в русской культуре XVII-XIX веков.
  69. Искусствознание в культуре конца ХIХ- ХХ вв.Искусствознание в отечественной культуре ХХ века.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: