Тяжелый танк A7V

Этот танк наиболее интересен тем, что выпущенный Германией в 1917 году, он не был первым и на момент его разработки уже был хоть и небогатый, но определенный опыт применения танков противной стороной и выводы и обобщения по принципам компоновки танка можно было делать. (на фото справа: экипаж A7V у своего танка. Не хватает двух человек, видимо они заняты фотографированием).

Не смотря на это A7V можно приводить в качестве примера ужасной реализации компоновки.

Рисунок - Компоновка тяжелого немецкого танка A7V (продольный разрез)

Рисунок - схема размещения членов экипажа в танке A7V. A - командир танка; B - водитель; C - наводчик; D, F - пулеметчики; E - заряжающий; G – механики

В начале, справедливости ради, следует заметить, что в некоторой степени опыт разработки англичанами танков серии Mk немцы учли - они отказались от бортовых спонсонов с вооружением, значительно увеличивающих габариты, разработали более совершенные ходовую часть и трансмиссию, танком стало легче управлять.

Самым большим недостатком A7V является многочисленный экипаж (18 человек) и, как следствие, большие габаритные размеры. Основной причиной этого послужило крайне нерациональное размещение вооружения.

A7V наряду с пушкой, установленной как и у танка Менделеева в лобовой части корпуса, имеет шесть пулеметов. Пулеметы размешены по два на каждом борту и в корме, к каждому пулемету приставлено по два пулеметчика.

Размещение пулеметов таково, что, несмотря на их большое число, по одной цели могут вести огонь не более чем два пулемета (каждый имеет сектор стрельбы 90°), а сектор примерно в 90° вперед по ходу движения для пулеметного огня вообще недоступен.

Фото – Английский тяжелый танк Mk IV. Размещение вооружения в спонсонах не позволяет иметь большие секторы стрельбы, кроме того, значительно возрастает ширина танка

Ошибка разработчиков A7V состояла в том, что при той же компоновке ходовой части, трансмиссии и размещении пушки, пулеметов можно было бы иметь всего два в двух вращающихся башенках (это при условии, что необходимо обеспечить одновременный пулеметный огонь по обоим бортам танка), кроме того, на один пулемет в танке достаточно иметь одного пулеметчика. Таким образом, можно было бы охватить пулеметным огнем 360°, а большинство секторов стрельбы перекрывать огнем обоих пулеметов. Кроме того, экипаж, при уменьшении числа пулеметов до двух, сократился бы на восемь человек, а при условии один пулеметчик на один пулемет - на 10 (!!!) человек.

А теперь представьте себе насколько можно уменьшить внутренний объем танка, а соответственно его габаритные размеры и массу, при уменьшении численности экипажа на 10 человек…

"Рено" FT-17

Этот танк уникален тем, что стал первым серийным танком, выполненным по так называемой классической схеме компоновки, которая заключается в том, что вооружение расположено в бронированной башне кругового вращения, отделение управления расположено в передней части корпуса, боевое - посередине, а моторно-трансмиссионное (МТО) - в корме. Танк получился настолько удачным, что использовался в некоторых странах до 40-х годов и был использован как прототип для создания легких танков в других странах. Отечественное танкостроение начинало свое развитие с клонов FT-17 - танков серии М ("Русский Рено", первый экземпляр серии М имел известное любителям БТВТ название "Борец за свободу тов. Ленин"), дальнейшим потомком FT-17 был первый советский серийный танк МС-1 (Т-18).

Подавляющее большинство современных танков имеют классическую компоновку.

Преимущества и недостатки танков с классической компоновкой рассмотрим ниже при рассмотрении компоновок танков периода второй мировой войны.

Рисунок - продольный разрез легкого танка М


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: