Смысл категории комического и этапы его осмысления

Сфера комического чрезвычайно многообразна, в ней выделяются различные оттенки - от мягкого юмора до устрашающего гротеска.

Комическое во всех своих модификациях обладает огромным воздействием, элементы комического входили как составные части в произведения художественного творчества от самых примитивных до наиболее развитых. Элементы комического включает даже поэмы Гомера.

Теоретическое осмысление категории комического начинается с Платона и Аристотеля. В диалогах Платона содержатся рассуждения об эмоциональном воздействии комедии, о смехе, шутках и иронии. В «Поэтике» Аристотель говорит о комедиях как о «насмешливых песнях, которые изображают действия людей негодных». Некоторые последователи Аристотеля предлагали рассматривать комическое по аналогии с трагическим, причем источником катарсиса здесь будет не страх и сострадание, а смех.

В Средние века комическое было изгнано из официального искусства.

Возрождение снова обратило к комедии как жанру, ее развитие порождало интерес к теории «комического». Таким образом, теория комедии постепенно выделяется из теории драмы, становится предметом исследования философии.

В эпоху Просвещения обосновано широкое эстетическое значение смеха, не сводимое к высмеиванию нравственных или социальных недостатков. Истинная польза комедии видится в развитии общечеловеческой способности подмечать смешное, как «эффект от внезапного превращения напряженного ожидания в ничто». Человек на протяжении многих веков был животным подвластным страху, и до сих пор, если какая-то неожиданность разрешается без опасности для нашей жизни, это само по себе становится источником положительных эмоций. Этот переход от мгновенного страха к краткому веселью называется комическим.

В ХХ веке новую трактовку комического дал Фрейд. По его мнению комическое, которое проявляется в смехе и остроумии является обнаружением подсознательного.

14. Эстетический смысл иронии и ее значение художественной культуре 20 века.

Ирония является категорией эстетики и берёт своё начало из традиции античной риторики. Ирония, как средство комической подачи материала, является мощным инструментом формирования литературного стиля, построенного на противопоставлении буквального смысла слов и высказываний их истинному значению. Элементарной моделью иронического стиля является структурно-экспрессивный принцип различных речевых приёмов, помогающих придавать содержанию своим скрытым контекстом противоположный смысл. В частности, в качестве снятия претенциозности или помпезности повествования используется метод самоиронии, позволяющий передать авторское отношение к буквальному описанию сюжетного момента. В качестве завуалированной демонстрации негативной позиции применяется метод иронии «насмешка» - ненастоящее утверждение используется для разрушения какого-либо атрибута общественного сознания, а ненастоящее отрицание — для подтверждения действительных истин. Иронический «приём превосходства» часто становится доминирующим способом высмеивания героев литературного произведения через внешне нейтральное изложение их характеристик, а приём «ироничного снисхождения» используется авторами для пессимистической оценки значимости персонажей. Действенным ироническим способом коротких форм жанра юмора является коннотационная оговорка, рассчитанная на быструю реакцию читателя или зрителя. Более жёсткими, бескомпромиссными формами иронии можно считать сарказм и гротеск.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: