Неэгоистические поступки, просто потому, что их по обыкновению превозносили
Всегда как хорошие, стали и восприниматься таковыми - как если бы они и сами
по себе были чем-то хорошим". Сразу видно: это первое выведение содержит уже
Все типичные черты идиосинкразии английских психологов - мы имеем
"полезность", "забвение", "обыкновение" и под конец "заблуждение", все это -
В качестве подкладки для той расценки ценностей, каковой до сих пор гордился
Высший человек как своего рода преимуществом человека вообще. Эта гордость
Должна быть унижена, эта расценка - обесценена: достигнуто ли это?.. Ну так
Вот, прежде всего для меня очевидно, что самый очаг возникновения понятия
"хорошо" ищется и устанавливается этой теорией на ложном месте: суждение
"хорошо" берет свое начало не от тех, кому причиняется "добро"! То были,
скорее, сами "добрые", т. е. знатные, могущественные, высокопоставленные и
Возвышенно настроенные, кто воспринимал и оценивал себя и свои деяния как
|
|
Хорошие, как нечто первосортное, в противоположность всему низкому, низменно
Настроенному, пошлому и плебейскому. Из этого пафоса дистанции они впервые
Заняли себе право творить ценности, выбивать наименования ценностей: что им
было за дело до пользы! Точка зрения полезности как раз в максимальной
Степени чужда и несоизмерима с таким горячим источником высших суждений
Ценности, учреждающих и определяющих табель о рангах: именно здесь
Температура чувства подскочила до прямого контраста к тому низкому градусу
Тепла, который предполагает всякая расчетливая смышленость, всякая смета
Полезности - и не в смысле разовости, не на одни час - в порядке исключения,
А надолго. Пафос знатности и дистанции, как сказано, длительное и
Доминирующее общее и коренное чувство высшего господствующего рода в
отношении низшего рода, "низа" - таково начало противоположности между
"хорошим" и "плохим". (Право господ давать имена заходит столь далеко, что
Позволительно было бы рассматривать само начало языка как проявление власти
господствующих натур; они говорят: "это есть то-то и то-то", они опечатывают
Звуком всякую вещь и событие и тем самым как бы завладевают ими.) Из этого
начала явствует, что слово "хорошо" вовсе не необходимым образом заранее
связуется с "неэгоистическими" поступками, как это значится в суеверии
Названных генеалогов морали. Скорее, это случается лишь при упадке