Форм. Величайшими ненавистниками в мировой истории всегда были священники,
Также и остроумнейшими ненавистниками - в сравнении с духом священнической
Мести всякий иной дух едва ли заслуживает вообще внимания. Человеческая
История была бы вполне глупой затеей без духа, который проник в нее через
Бессильных, - возьмем сразу же величайший пример. Все, что было содеяно на
земле против "знатных", "могущественных", "господ", не идет ни в малейшее
Сравнение с тем, что содеяли против них евреи; евреи, этот жреческий народ,
Умевший в конце концов брать реванш над своими врагами и победителями лишь
Путем радикальной переоценки их ценностей, стало быть, путем акта духовной
Мести. Так единственно и подобало жреческому народу, народу наиболее
Вытесненной жреческой мстительности. Именно евреи рискнули с ужасающей
Последовательностью вывернуть наизнанку аристократическое уравнение ценности
(хороший = знатный = могущественный = прекрасный = счастливый =
Боговозлюбленный) - и вцепились в это зубами бездонной ненависти (ненависти
бессилия), именно: "только одни отверженные являются хорошими; только
Бедные, бессильные, незнатные являются хорошими; только страждущие, терпящие
Лишения, больные, уродливые суть единственно благочестивые, единственно
Набожные, им только и принадлежит блаженство, - вы же, знатные и
Могущественные, вы, на веки вечные злые, жестокие, похотливые, ненасытные,
Безбожные, и вы до скончания времен будете злосчастными, проклятыми и
осужденными!"...Известно, кто унаследовал эту еврейскую переоценку... Я
Напомню, в связи с чудовищной и сверх всякой меры пагубной инициативой,
Которую выказали евреи этим радикальнейшим из всех объявлений войны,
положение, к которому я пришел по другому поводу ("По ту сторону добра и
зла" II 653) - [II 315], - именно, что с евреев начинается восстание рабов в
Морали, - восстание, имеющее за собою двухтысячелетнюю историю и
Ускользающее нынче от взора лишь потому, что оно - было победоносным...
- Но вы не понимаете этого? У вас нет глаз для того, чему потребовалось
Две тысячи лет, дабы прийти к победе?.. Здесь нечему удивляться: все
долгосрочные вещи с трудом поддаются зрению, обозрению. Но вот само событие:
Из ствола того дерева мести и ненависти, еврейской ненависти - глубочайшей и
Утонченнейшей, создающей идеалы и пересоздающей ценности, ненависти, никогда
Не имевшей себе равных на земле, - произросло нечто столь же несравненное,
Новая любовь, глубочайшая и утонченнейшая из всех родов любви, - из какого