иметь дело с "виновным". Речь шла просто о зачинщике зла, о каком-то
Безответственном осколке рока. И тот, на кого впоследствии, опять же как
осколок рока, падало наказание, не испытывал при этом иной "внутренней
муки", чем в случаях, скажем, внезапной, непредвиденной напасти, ужасного
Природного бедствия, срывающейся и раздавливающей каменной глыбы, с чем уже
И вовсе нельзя бороться.
Это дошло как-то, каким-то мудреным образом до сознания Спинозы (к
Досаде его толкователей, прямо-таки старающихся исказить его в этом месте,
Например Куно Фишера), когда однажды в послеобеденное время - кто знает, о
Какое он терся воспоминание, - ему пришлось размышлять над вопросом, что
Собственно осталось в нем самом от знаменитого morsus conscientiae - в нем,
Выдворившем добро и зло в область человеческого воображения и злобно
защищавшем честь своего "свободного" Бога от тех кощунников, чьи утверждения
доходили до того, будто Бог творит все sub ratione boni ("это, однако,
Значило бы подчинить Бога судьбе и было бы поистине величайшей из всех
бессмыслиц" -). Мир для Спинозы снова вернулся к невинности, в которой он
Пребывал до изобретения нечистой совести, - что же тем самым вышло из morsus
conscientiae? "Противоположность gaudium, - сказал он себе наконец, -
Печаль, сопровождаемая представлением о некой прошедшей вещи, которая не
оправдала надежд". Eth. III propos. XVII schol. I, II. He иначе, чем
Спиноза, чувствовали на протяжении тысячелетий относительно своего
"прошедшего проступка" настигнутые карой зачинщики зла: "тут что-то
неожиданно пошло вкривь и вкось", не: "я не должен был делать этого", - они
Покорялись наказанию, как покоряются болезни, несчастью или смерти, с тем
Храбрым безропотным фатализмом, каковым, например, еще и сегодня русские
Превосходят нас, западных людей, в жизненном поведении. Если тогда
Существовала критика поступка, то в критике на деле изощрялся ум: без
Сомнения, мы должны искать доподлинный эффект наказания прежде всего в
Изощрении ума, в растяжении памяти, в намерении идти впредь на дело с
Большей осторожностью, недоверчивостью, скрытностью, в осознании того, что
Многое раз и навсегда оказывается не по плечу, в росте самокритичности. Чего
В итоге можно достичь наказанием у человека и зверя, так это увеличения