принцип ("очертовщление природы"), или вообще о существовании, обесцененном
В самом себе (нигилистический разрыв с ним, тоска по Ничто или тоска по его
"контрасту", по ино-бытию, буддизм и сродни ему), - пока мы разом не
Останавливаемся перед парадоксальным и ужасным паллиативом, в котором
Замученное человечество обрело себе временное облегчение, перед этим штрихом
Гения христианства: Бог, сам жертвующий собою во искупление вины человека,
Бог, сам заставляющий себя платить самому себе, Бог, как единственно
Способный искупить в человеке то, что в самом человеке стало неискупимым, -
Заимодавец, жертвующий собою ради своего должника, из любви (неужели в это
поверили? -), из любви к своему должнику!..
Возможно, уже угадали, что собственно свершилось со всем этим и под
Этим: свершилась воля к самоистязанию, та впалая жестокость приученного к
Интимности, спугнутого в самого себя зверочеловека, запертого в целях
|
|
приручения в "государство", изобретшего нечистую совесть, дабы причинять
Себе боль, после того как был заткнут естественный выход этой хронической
Болечесотки, - свершился человек нечистой совести, который завладел
Религиозной предпосылкой, дабы возогнать свой самотерз до ужасающей
Выносливости и остроты. Вина перед Богом, эта мысль становится для него
орудием пытки. Он схватывает в "Боге" предельные контрасты, которые
Измышляет на потребу собственным и неотторжимым животным инстинктам, он
Перетолковывает сами эти животные инстинкты в вину перед Богом (как вражду,
восстание, бунт против "Господа", "Отца", предка и первоначала мира), он
впрягает себя в противоречие "Бог" и "Дьявол", он выбрасывает из себя всякое
Отрицание самого себя, природы, естественности, фактичности своего существа,
Представая неким утверждением, чем-то существующим, телесным,
Действительным, Богом, святостью Божьей, судом Божьим, палачеством Божьим,
Потусторонностью, вечностью, мукой без конца, адом, несоизмеримостью
Наказания и вины. Это своего рода исступленность воли в элементе душевной
Жестокости, решительно не имеющая равных себе: воля человека чувствовать
Себя виновным и негодным вплоть до неискупимости, его воля считать себя
Наказанным, хотя и наказание никогда не могло бы быть эквивалентно вине, его