Упражнения. Первое правило быстрого чтения: читать без регрессий

Первое правило быстрого чтения: читать без регрессий. Содержание правила: текст любой трудности я читаю только один раз. Возвратные движения глаз (регрессии) недопустимы. Только по окончании чтения и осмысления прочитанного можно еще раз прочитать текст, если возник­ла в этом необходимость.

"Не знаю, откуда у читателей привычка читать книгу один раз. Ведь книга содержит в себе больше таинственных символов и простора для обозрения окружающего, чем вид и голос. Если твой ум развит бо­лее, нежели чувства, то тебе лучше всего возвращаться к прочитанно­му — этим проверяется развитие твоей мысли"12,. — так писал в эссе "Часы, проведенные среди книг" арабский писатель Аббас Махмуд аль-Аккад (1889-1964).

В высказывании писателя нет противоречия с первым правилом быстрого чтения. Действительно, есть очень много книг, которые нуж­но читать и перечитывать многократно. Но при первом чтении даже таких книг правило "читать без регрессий" должно, безусловно, выполняться. Взгляните еще раз на содержание правила. Мы выделили в нем только одно слово — "осмысления". Это означает, что повторные чтения слож­ных текстов возможны, иногда обязательны. Но во всех случаях факту повторного чтения должен предшествовать акт осмысления прочитан­ного. Однако большинство читателей, не утруждая себя размышления­ми, прочитав один абзац текста и думая в этот момент совсем о другом, вновь возвращаются к нему и так неоднократно на протяжении всего текста. Пример такого чтения показал А. С. Пушкин в стихотворении:

...По капле, медленно глотаю скуки яд. Читать хочу, глаза над буквами скользят... А мысли далеко... Я книгу закрываю...

Эффективность такого чтения сомнительна. И не только потому, что оно медленное: в 2—3 раза больше расходуется времени на повторные чтения. Страдает и качество понимания и запоминания прочитанного. Как известно, все тексты строятся в линейной логической последова­тельности. Многократные возвраты разрушают стройный каркас повест­вования, создают в голове хаос, неразбериху. Возвращаясь к прочитан­ному, вы сразу же забываете (стирается из оперативной памяти) преды­дущее. Кроме того, очень часто бывает так, что в последующем изложе­нии — буквально в следующих строчках, абзаце, на следующей странице прояснятся непонятные места текста.

Какова же природа регрессий? Первая причина их появления - сила привычки. Одна из слушательниц экспериментальных курсов быстрого

12 Зеркало мира: Писатели стран зарубежного Востока о книге, чтении, биб­лиофильстве. - М., 1984. - С. 46.


чтения как-то призналась: "Когда читаю, постоянно все перечитываю по многу раз. Но все равно ничего не могу понять и запомнить. Почему так читаю? Мне кажется, что в голове у меня сидит маленький чертик, который все время шепчет: "Вернись обратно, ничего не понятно, вер­нись обратно!" Я постоянно следую его совету и так привыкла читать многократно, что даже на улице, увидев вывеску магазина, повторяю ее несколько раз: "Овощи - фрукты", "Овощи - фрукты", "Овощи -фрукты". Нам удалось помочь этой девушке. На первом же сеансе аутогенной тренировки, получив установку "читать без регрессий", ей удалось прогнать из своего сознания "чертика" навсегда.

Вторая причина регрессий — отсутствие внимания. Этот параметр психической деятельности определяет продуктивность многих видов ра­боты, выполняемой человеком. Отдельный урок методики посвящен разбору внимания при чтении. Для успешной борьбы с регрессиями уже в этом уроке мы предложим вам эффективное упражнение.

1.1. Чтение без регрессий

Запишите содержание первого правила быстрого чтения в двух экземплярах на отдельном листочке удобного для вас размера, например на библиографической карточке 125X75 мм или половине стандартного листа писчей бумаги. Повторите его несколько раз. Постарайтесь запом­нить. Один экземпляр укрепите перед рабочим столом дома, на вашем экране мысленного взора (см. с. 19). В течение дня или вечера неодно­кратно осматривайте свой экран. Теперь ваш взгляд всегда будет направ­лен на первое правило быстрого чтения. Второй экземпляр постоянно носите с собой в записной книжке или укрепите перед столом на рабо­те. Открывая записную книжку, вы постоянно встречаетесь с первым правилом быстрого чтения. Отдыхая на работе от производственных за­даний, отрывая глаза от деловых бумаг или документов, вы снова встречаетесь с первым правилом быстрого чтения.

Представляйте теперь свое чтение без регрессий. Глаза бегут по тексту только вперед, никаких возвратных движений. Вы будете так читать всегда. Вы справитесь. Прочитайте интересующую вас статью в га­зете без регрессий. Не спешите вторично читать текст, даже если произ­вели необходимое осмысление прочитанного. Посидите, поразмышляй­те, подумайте. Вы многое вспомните. Если в течение 3 мин не удалось разобраться в прочитанном — снова читайте. Фиксируйте причины по­вторного чтения: действительно сложный текст или отсутствие внима­ния. Запишите в дневнике свои впечатления. В течение недели выпол­няйте это упражнение ежедневно.

1.2. "Созерцание зеленой точки"

Это комплексное упражнение, которое решает одновременно две важные задачи: помогает в тренировке внимания при чтении и расширяет


оперативное поле зрения. Для выполнения упражнения используется приложение №4. Упражнение повторяется в течение трех месяцев еже­дневно без перерывов, непосредственно перед сном. Порядок выполнения упражнения:

1. Вырезать из книги приложение № 4 и наклеить на плотный картон.

2. Теперь садитесь за письменный стол. Листок с текстом перед вами. Спокойное ровное освещение. Ноги свободно касаются пола (не пере­крещивать), руки на столе, все тело расслаблено, дыхание ровное, спо­койное. Никаких отвлекающих мыслей.

3. Провести сеанс аутогенной тренировки, используя формулы
внушения, приведенные в приложении № 2.

4. Медленно и спокойно прочитать вслух весь текст страницы с зеленой точкой.

5. 10 мин созерцать зеленую точку, размещенную в центре страницы с текстом. Посторонние мысли отгонять. Концентрировать внимание взора только на зеленой точке, все мысли, сознание должны быть связа­ны только с ней. Максимальная концентрация сознания.

6. По истечении 10 мин закрыть глаза, прикрыть их ладонью пра­
вой руки и сразу лечь спать. Иллюзия продолжения созерцания точки
должна быть последним зрительным образным впечатлением прошед­
шего дня.

На первом этапе выполнения упражнения (первая и вторая недели) необходимо, контролируя свое поведение, усидчивость, постоянно воз­вращать свои мыши к зеленой точке. При правильном выполнении за­дания не должно возникать никаких неприятных ощущений в глазах. Резь, слезливость и напряжение — признаки технических ошибок. Для их устранения рекомендуется перед началом упражнения расслабить мышцы глаз, век и лба. После же сеанса аутогенной тренировки эти ощу­щения исчезают и можно сразу приступать к выполнению упражнения. Можно использовать и другой прием: представить себя спокойно созер­цающим облака или корабль на горизонте. Ненапряженная фиксация взгляда на удаленных объектах расслабляет глазные мышцы. На про­тяжении всего упражнения необходимо поддерживать расслабление. Веки должны быть полуприкрыты, взгляд — как бы полусонным.

Созерцая зеленую точку, сознание переживает несколько стадий. По мере возрастания сосредоточенной успокоенности микродвижения глаз становятся все более плавными, мягкими, почти незаметными. Все легче становится удерживать внимание на точке, думать только о ней. Вместе с тем вас подстерегает опасность полного расслабления — засыпания. Его первым признаком будет такое изменение координации восприятия, при котором изображение точки начинает "плыть" в раз­личных направлениях: влево — вправо, вверх — вниз. Иногда точка на­чинает приближаться к вам или, наоборот, отодвигаться, уходить вдаль за плоскость страницы. Это вполне закономерные явления, которые не должны беспокоить. Следует сохранять состояние "спокойной сосредо-


точенности" и возвращать точку та место. Иногда нарастание сонли вости может усиливаться и выражаться в отяжелении век и непреодо­лимом желании закрыть глаза. Если не поддаться в этот момент искуше­нию, а приводить себя не слишком энергично в обычное бодрствование, то возникает своеобразное и очень приятное состояние. Задание стано­вится легким и простым: смотреть на зеленую точку не составляет труда, глаза без всяких усилий в неподвижности останавливаются на ней, все посторонние мысли исчезают. Видение точки становится необы­чайно отчетливым, ярким, живым Достигается какая-то особая ясность сознания. Именно это и является основной целью упражнения на данном этапе. Специальные исследования13 показывают, что достижение подоб­ного состояния оказывает глубокое благотворное влияние на физиоло­гию и психику обучающегося.

После достижения описанного состояния (одна-две недели) ста­вится задача постепенного расширения объема восприятия. Следует стремиться увидеть одновременно с зеленой точкой все большие фраг­менты текста - справа и слева, сверху и снизу. Сначала нужно расширять поле зрения в ширину, по горизонтали. Не упуская из вида зеленую точ­ку, вы стремитесь увидеть всю строчку текста, исходя из центра страни­цы по горизонтали. Когда успешно выполните это, можно продолжать увеличивать объем восприятия. Теперь вы должны видеть одновремен­но с точкой две-три строчки текста вверх и вниз. Что значит видеть? Видеть одновременно с точкой - прежде всего не читать текст, а ощу­щать его наличие.

Чтение всегда по необходимости связано с движением глаз, сменой их точек фиксации. В этом же упражнении это запрещено. Весь период выполнения цикла упражнения взгляд фиксирует только зеленую точку. Следовательно, видеть — это не читать текст, а боковым зрением пы­таться различать контуры, очертания окружающих точку слов, фраз, предложений. Постепенно вы будете видеть все большие и большие фраг­менты текста. Конечная цель этого упражнения, что и бывает реализо­вано в большинстве случаев при правильном и аккуратном его выпол­нении, в следующем: 10 мин вы свободно созерцаете зеленую точку, не отвлекаясь на посторонние мысли, кроме того, в отдельные мгнове­ния сосредоточения, ясного сознания, вдруг вы видите всю страницу сразу одновременно с зеленой точкой в центре. Панорама страницы ви­дится выпукло, ясно, отчетливо. Это продолжается недолго, всего не­сколько мгновений, но этого достаточно. Именно это и есть красноре­чивое свидетельство успешности ваших тренировок.

И в заключение еще несколько слов о страничке с текстом с зеле­ной точкой. Как вы уже заметили, его содержание — программа всего нашего курса техники быстрого чтения. Текст этой страницы — суггес-


тивное (внушающее) обращение к вам, читатель. Используйте это упраж­нение. Оно вам понравится. Вот что говорил нам один из учащихся: "Каждый день я с нетерпением жду вечера, чтобы встретиться со своей зеленой точкой. Именно благодаря ей я стал спокойным, вниматель­ным, выдержанным. Особое удовлетворение вызывают моменты "яс­ного сознания". Я жду их, готовлю. Смотрю на точку, полуприкрыв веки, как бы нехотя в полусне. В этот момент полностью отдыхаю, расслабляюсь и как-то внутренне обновляюсь".

Попробуйте. У вас получится обязательно. Мы советуем: не забы­вайте перед началом выполнения упражнения "Созерцание зеленой точки" читать вслух весь текст спокойно и не спеша. Это готовит вас к упражнению, к достижению состояния "ясного сознания".




См.: Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. Психотехнические игры в спорте. - М., 1985.


Самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем,

что прежде чем построить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове»

К. Маркс

ИНТЕГРАЛЬНЫЙ АЛГОРИТМ ЧТЕНИЯ

Чтение имозг

Головной мозг человека компак­тен, обладает небольшой массой и поразительно незначительным расхо­дом энергии. Он содержит более 14 млрд.нервных клеток и имеет сред­нюю массу 1,2 кг, его объем 1,5 дм3, а энергетической мощности в элект­рическом эквиваленте он. потребляет всего около 2,5 Вт. Это всего 3 лампочки карманного фонаря. Если сопоставить число активных нейронов головного мозга человека с общим числом логических эле­ментов, содержащихся в современной ЭВМ (около 10 тыс.), то получим разницу в 1 млн раз. В I см3 мозга содержится более 10 млн активных нейронов. Таким образом, человеческий мозг является наглядным примером реального существования наиболее эффективных и компакт­ных методов микроминиатюризации в виде тонкопленочных структур. Но достоинства мозга заключаются не только в архитектуре сверхплот­ной многослойной укладки нейронов. Пожалуй, самая удивительная осо­бенность мозга — функциональные программы, по которым он работает. Живой мозг использует такие методы алгоритмизации вычислений и па­раллельной ассоциативной обработки информации, которые даже труд­но себе представить.

Среди многих функций деятельности мозга доя нас особенно инте­ресна система программ извлечения значимой информации из окружа­ющей среды. И именно здесь обнаруживается главная особенность живо­го организма - селективная адаптация, т. е. приспособляемость, которая

делает наиболее очевидными преимущества человека перед современ­ными ЭВМ. Информацию машине так или иначе подает человек в гото­вом виде. Мозг же человека поставлен совсем в другие условия: он вы­нужден самостоятельно извлекать значимую информацию из окружаю­щей среды, например из текста, т. е. из системы, организация которой не всегда ему известна.


Надежным посредником и критерием рациональности действий организма являются уровень автоматизма его движения и действия — так называемые стереотипные акты поведения. При чтении текста они носят характер целенаправленных действий в замкнутой кибернетиче­ской системе, модель которой мы рассматривали в предыдущей главе.

Итак, переработке информации мозгом должно предшествовать ее извлечение из внешней среды. О способах решения мозгом этой исход­ной задачи сегодня известно еще очень мало. Что же именно?

Современная нейропсихология выделяет три основных функцио­нальных блока, три основных аппарата мозга, участие которых необхо­димо для любого вида психической деятельности человека, в том числе и чтения (рис. 3).


Рис. 3. Три функциональных блока мозга

Первый — биоэнергетический блок тонуса обеспечивает бодрство­вание коры и расположен в глубинных, ранее других сформировавшихся отделах мозга. В первый блок входят верхние отделы ствола головного мозга, так называемая ретикулярная формация, обеспечивающая тот уровень бодрствования и активного внимания, без которого невозмож­на мозговая деятельность. Как показали многочисленные наблюдения, если опухоль или внутричерепное микрокровоизлияние затронет этот блок, у человека не нарушится ни восприятие, ни речь, ни мышление, но внимание, уровень бодрствования снизятся, изменится эмоциональная


сфера в сторону ее обеднения. Зная особенности этого блока, выдаю­щийся советский хирург академик Н. H. Бурденко во время нейрохи­рургических операций соответствующим воздействием на мозг искусст­венно вызывая сон у больного. Но механизмы главного функциональ­ного блока не только тонизируют кору больших полушарий, но и сами испытывают ее влияние. Таким образом, существует тесная органиче­ская связь этого блока с высшими отделами коры головного мозга.

Второй функциональный блок мозга обеспечивает прием, пере­работку и хранение информации. Он состоит из аппаратов зрительной (находятся в затылочной части мозга), речевой (лобная извилина), слу­ховой (височная область мозга) и общечувствительной областей (те­менная область мозга). Именно этот блок выполняет большую часть процессов, связанных с чтением.

Третий функциональный блок мозга - блок программирования, регуляции и контроля протекающей деятельности. Есть основания по­лагать, что именно здесь находится командный пункт, управляющий высшими формами психической деятельности человека. Мы подчиня­ем процесс чтения определенной программе. Чтение как сложный и вза­имосвязанный процесс складывается из восприятия и понимания читае­мого, поэтому основным механизмом чтения на мозговом уровне явля­ется умение устанавливать звуко-буквенные соответствия по тексту и прогнозировать развертывания языкового материала по определенной мозговой программе. Эта функция принадлежит лобным долям коры. Если они повреждены, у человека не создается никакого замысла даль­нейших действий.

Какие же типы программ разрабатывает и реализует этот функцио­нальный блок мозга? Как показал профессор Н. И. Жинкин, современ­ные представления о работе мозга как семантического, т. е. смыслового, устройства допускают существование нескольких видов биологического программирования14.

Для нас большой интерес представляет гипотеза о том, что всех лю­дей по способу восприятия и переработки информации можно условно разделить на две группы: зрительный тип - относятся люди, у которых

механизм переработки информации при чтении основан на прямых зри­тельных представлениях; слуховой тип — у которых механизм перера­ботки информации при чтении использует функционально-промежуточ­ные, так называемые аудиовербальные зоны мозга, работающие по временному принципу. Здесь считываемая информация усваивается с помощью проговаривания, т. е. с помощью последовательного кода.

Итак, чтение представляет собой процесс, основанный на исполь­зовании определенных программ умственной деятельности; определен-

14 См.: Жинкин Н. И. Грамматика и смысл // Публикации отделения теорети­ческой и прикладной лингвистики. - М., 1970. - Вып. 4. - С. 291.


ных способов кодирования поступающей информации при ее обработке в человеческом мозгу.

Мы ставим задачу повысить эффективность чтения, его продуктив­ность, производительность. Очевидно, что реальный путь ее решения -создание новых, более эффективных программ умственной деятель­ности, обучение новым рациональным способам кодирования поступаю­щей информации. Здесь можно выделить два этапа: количественный и качественный.

Как справиться с обработкой все возрастающих потоков информа­ции? Как найти действительно нужное, полезное, самое ценное, отобрать необходимое в лавине поступающих сообщений? Эту задачу решает ин­тегральный алгоритм чтения. Именно интегральный алгоритм чтения создает своеобразный количественный фильтр, защищающий мозг от избыточной информации. Хотя он, безусловно, обеспечивает в какой-то степени и качественную обработку текста, все же основное его назначе­ние - отобрать для последующей обработки значимую в данной ситуации информацию.

Структура интегрального алгоритма чтения

Как известно, алгоритмом называется правило выполнения каких-либо действий или ряда конкретных операций с точным указанием их последовательности от начала до конца. Алгоритм чтения определяет по­следовательность умственных действий при восприятии основных фраг­ментов текста. Если посмотреть внимательно, то алгоритмы окружают нас всюду. Например, войдя в трамвай, мы читаем надпись: "Пассажиры обязаны приобрести билеты и пройти дальше в вагон". Эта надпись не что иное, как двухблочный (купи билет + пройди и не мешай) алгоритм поведения человека, который, войдя в трамвай, становится пассажиром. Рационально ли пользоваться этим алгоритмом? Да, так как это упоря­дочивает действия всех пассажиров. Проезд без билета сулит неприят­ности, а скопление пассажиров на задней площадке создает неудобства. Но не все пассажиры строго следуют этому алгоритму, отклоняются от него, не снижая, однако, эффективности своих личных действий. Так, пассажир, имеющий месячный проездной билет, не задерживается у кас­сы, а сразу проходит в середину вагона. Такой пассажир имеет уже свой алгоритм действия. Особый алгоритм имеют и злостные безбилет­ники, но их алгоритм, однако, нельзя назвать эффективным.

Мы разобрали эти простые примеры для того, чтобы показать при­менение правил алгоритмизации в обычной жизненной ситуации.

Что же дает применение алгоритмов в таком сложном процессе, как чтение? Использование алгоритмов чтения организует этот процесс, повышает его эффективность. Вместе с тем алгоритмы не исключают и творческого их толкования, допускают некоторые изменения в зависи­мости от конкретных текстов и установки чтения. Вспомните пять спо-


собов чтения. Рассмотрим интегральный алгоритм чтения. Слово "ин­тегральный" означает, что действие алгоритма распространяется на весь текст в целом. Использование интегрального алгоритма при чтении под­сказали некоторые особенности работы мозга человека, которые мы разбирали выше. Любой текст — это языковое выражение замысла ав­тора. Тексты создаются людьми, и люди эти тексты читают. Значит, ос­новные языковые закономерности, общие между автором и читателем, действуют не только при создании текстов, но и при их чтении, Это парное общение на одном языке.

Здесь также уместно напомнить, что человек вообще предваритель­но программирует многие умственные действия, а не только чтение. Есть основания полагать, что каждый читатель имеет как бы свои алго­ритмы и программы чтения. Однако в их эффективности убольшинст­ва читателей можно сомневаться, так как часто приходится наблюдать примеры неорганизованного чтения, когда читают книгу то с начала, то с конца, то с середины. Конечно, такое чтение никакой пользы непри­носит.

Это — пример неэффективной программы умственных действий или неудачного алгоритма, А можно ли научить более организованной работе с книгой? Да, можно. Это утверждение основано на идее одной из попу­лярных в современной психологии теории, которая называется теорией установки, Ее основатель - известный советский психолог Д. Н. Узнадзе. Психологическая установка — это готовность человека к определенной активности, к участию в некотором процессе, к реакции на знакомый стимул или известную ситуацию. В установке заключены общий прош­лый опыт, построенный на его основе образ ситуации и цели, план дейст­вий. Если стимул повторяется многократно и реакция на него доводится до автоматизма, установка в этом случае называется фиксированной. Она может стать бессознательным фактором регуляции поведения. Вы поднимаетесь по лестнице, не глядя на ступеньки, у вас выработана фиксированная установка на то, что все ступеньки на лестнице одина­ковы, а потому и смотреть на них нечего. Но если хотя бы одна окажет­ся иной высоты, вы можете оступиться. Феномен установки проявляет­ся также в простом эксперименте, когда человеку показывают несколь­ко раз два неравных по объему шара. Если затем ему дать два равных шара, то он продолжает утверждать, что шары разные по объему. Воз­никает иллюзия, которая и получила название "иллюзия начальной уста­новки". Даже временная привычка видеть разные шары "засвечивает" реальную ситуацию.

Интересное проявление феномена установки вы можете обнаружить в метрополитене. Перед вами два эскалатора. Один из них движется вверх и поднимает пассажиров. Другой эскалатор — неподвижный. Подойдите к нему и шагните на его ленту. Вас ожидают непривычные ощущения. Едва вступив на эскалатор, вы зашатаетесь. В чем причина? Ваше восприятие подготовлено к ощущению движения. Бессознательно


Рис. 4. Психологический тест: девушка или старушка

ваш организм формирует координацию движений, отвечающую ожидае­мой ситуации, А тут вдруг — неподвижность. Рассогласование и вызывает подобную реакцию неустойчивости.

Существует большое число тестов, которые подтверждают эту особенность человеческого восприятия — видеть не то, что показывают, а по привычке что-то другое. Проведем эксперимент. Вспомним произ­ведение А. С. Пушкина "Пиковая дама". Выберем два персонажа: Лизу и графиню, которая скрывала тайну трех карт. Теперь внимание! Вы должны решить для себя вопрос: кого вам хотелось бы сейчас увидеть девушку или старушку. Если вы такой выбор сделали, посмотрите на рисунок 4. Кого вы увидели? Авторы этой книги неоднократно прово­дили этот эксперимент с учащимися курсов быстрого чтения и убеди­лись, что чаще всего привычным, предпочтительным желанием увидеть определенный персонаж и предопределялось фактическое восприятие образа. А на рисунке изображен тест из серии так называемых картин с конкурирующими образами, где одновременно увидеть два лица невоз­можно, но они там изображены. И только после длительного рассмот­рения удается увидеть и второй образ, а по первому впечатлению вы видите то, на что настроились.


Рис 5. Интегральный алгоритм чтения

Исследователи теории установки утверждают, что путем много­кратных повторений установка превращается в устойчивый стереотип на уровне активной автоматизированной деятельности. Человек приоб­ретает определенную систему привычек и навыков, которую затем легко использует автоматически, без напряжения ума.

Наблюдения показали, что при использовании интегрального алго­ритма чтения формируется навык чтения, предусматривающий опреде­ленную последовательность рациональных действий в соответствии с блоками алгоритма от первого до последнего. Образец интегрального алгоритма показан на рисунке 5.

Первые четыре блока алгоритма пояснения не требуют. Пятый блок - фактографические данные - означает извлечение фактов из текс­та и их смысловое усвоение. Шестой и седьмой блоки алгоритма пред­полагают учет индивидуальных особенностей читателя: его знаний, опы­та, цели чтения. Например, то, что одному читателю кажется тривиаль­ным, другому, менее опытному, - новым, а критически настроенному -спорным. Таким образом, эти оба блока предполагают активное участие


читателя в выполнении сложных аналитико-синтетических мыслитель­ных действий в процессе чтения.

Как же практически пользоваться этим алгоритмом? Прежде всего необходимо запомнить все его блоки, представлять себе их заполнение содержанием. По ходу чтения текста мы рекомендуем нарисовать алго­ритм на отдельном листе бумаги и укрепить его над рабочим столом для лучшего усвоения. В самом деле, как мы читаем? Как придется, от­вечают некоторые, а большая часть людей вообще никогда не задумыва­лась над этим. Чтение по интегральному алгоритму — организованный и целеустремленный процесс, в ходе которого считываемая информация как бы выбирается из текста и сопоставляется с отдельными ячейками -блоками алгоритма. В случае полного или частичного соответствия ин­формация как бы укладывается в них. Процесс такого чтения можно сравнить с отбором товара в универсаме. Представьте: вы везете перед собой тележку с семью ячейками и в соответствии с имеющейся у вас за­пиской быстро отбираете нужный товар. Теперь допустим, что записка потерялась. Вы мучительно вспоминаете о пунктах поручения и бес­цельно блуждаете по торговому залу в надежде, что, увидев нужные предметы, вспомните о том, что необходимо купить. Большинство чи­тателей подобны именно такому покупателю, потерявшему записку — этот спасительный алгоритм умственных действий.

Интегральный алгоритм чтения является семантическим фундамен­том техники быстрого чтения. Как было показано в предыдущих разде­лах книги, основная идея быстрого чтения — реализация более эффек­тивных программ умственных действий. На рисунке 6 показаны условно в сопоставлении программы умственных действий двух читателей: слева — читающего медленно, справа — читающего быстро. Как видно, быстрое чтение предполагает использование четких и. последовательных программ умственных действий. Чтение как хаотический, неорганизо­ванный процесс становится подчиненным единой программе — инте­гральному алгоритму чтения. Следование блокам алгоритма как бы оп­ределяет шаги изучения текста. Вместе с тем интегральный алгоритм чтения значительно повышает активность восприятия, а значит, понима­ние и запоминание прочитанного.

Быстрое чтение в отличие от медленного, пассивного созерцания текста заставляет читателя активно вторгаться в структуру и содержа­ние текста, сравнивать и оценивать различные смысловые блоки.

Есть и еще один существенный довод в пользу применения алго­ритма. Современная структурная лингвистика утверждает, что научно-технические тексты обладают избыточностью, которая достигает порой 75 %. Практически только 25 % объема текста несут основной смысл для конкретного читателя и данного вида чтения.

Среди огромного количества информации, окружающей лас в по­вседневной жизни, большая часть - избыточная. Как отмечают линг­висты, тенденция к многословию, к изложению простых явлений в нау-


Рис. 6. Два способа чтения

кообразной терминологии не снижается. Анализ этих явлений хорошо сделал специальный корреспондент "Известий" В. Сухачевский Он пишет: "Если лошадь пьет из ведра, как об этом можно сказать? Мож­но, например, так и сказать: лошадь пьет из ведра. А можно и по-дру­гому. Ну хотя бы так: представитель распространенного в большинстве географических зон земного шара семейства парнокопытных осущест-вляет процесс удовлетворения органической потребности в воде мето­дом всасывания влаги из сосуда, имеющего диаметр не меньший чем окружность морды пощади. Как лучше сказать? Это вопрос. Без спе-циальной научной подготовки на него не ответишь. Еслии же директор НИИ и его заместитель не пришли к единству взглядов на документо­оборот и плотность документопотока, если 200 научных сотрудников института годами бьются над этой проблемой, то где уж простому смерт-

ному разобраться во всем?» И далее он пишет, что "бумажная лавина набирает силу. Недавно появился еще один документ - брошюра "Ра-

бота руководителя с документами ", которая выпущена 100-тысячным тиражом. Она сообщает ряд чрезвычайно полезных и необходимых све-дении. В изложении они потеряют свое глубокомыслие поэтому по­зволю себе попотчевать читателя некоторыми цитатами. Например: Процесс труда с документами состоит из ряда операций которые условно можно разделить на технические (делопроизводственные) логические и творческие. К делопроизводственным относится обработ-ка поступающей документации: вскрытие конвертов, регистрация, печатание документа, считывание, перемещение документа контроль исполнения, подписание приказа и др. Логические включают чтение и ознакомление с документом, подбор необходимой информации ана­лиз и сопоставление данных, произведение необходимых подсчетов наложение визы и пр. Творческие операции, которые отражают специ-


фику труда руководителя, состоят из определения состава исполните™ лей документа, поиска альтернатив решения, выбора оптимального решения, документирования принятого решения и пр."15

Приведенный пример демонстрирует текст, избыточность которого близка к 100 %. Быстрое чтение позволяет мгновенно увидеть "пустоту" таких текстов, не содержащих полезной информации. Вместе с тем, как об этом неоднократно говорили слушатели курсов быстрого чтения, система алгоритмов дисциплинирует ум, заставляет и при составлении текстов различных документов излагать свои мысли просто, кратко, яс­но, доступно.

Проблема избыточности текстов в наш век информационного взры­ва действительно актуальна и в последние годы активно обсуждается в печати. Вместе с тем не следует забывать, что избыточность зачастую бывает полезной. Как справедливо отмечают специалисты, избыточ­ность повышает надежность передачи сообщений, что особенно необхо­димо для текстов учебников.

В художественной литературе также обсуждается проблема избы­точности. Ан. Макаров приводит высказывание В. Катаева: "Мелодия — основа прозы. Когда она исчезает, когда покидает автора, испаряется волшебство словесного искусства, проза перестает двигаться сама собою. Ее толкает и волочет одно лишь малопочтенное усердие автора. Так по­являются на свет неподъемные романы, поэмы, которые измеряются километрами"16. Писать надо короче. Таково мнение В, Катаева, кото­рого еще в начале 30-х гг. придирчивые критики называли лучшим стилистом.

Итак, вы можете овладеть радикальным средством извлечения из текста действительно ценной, полезной для вас информации. Отныне вам не страшны тексты любого объема и плотности. Интегральный алгоритм чтения вооружает ваш мозг мощным и эффективным инстру­ментом извлечения содержательной информации из любых текстов.

Полезно научиться определять избыточность текстовых сообщений. Предлагаем выполнить очередное задание.

ЗАДАНИЕ 4. Определение избыточности в следующих стихотворных примерах

I

...Нет, у него не лживый взгляд, Его глаза не лгут... Они правдиво говорят, Что их владелец - плут...

15 Сухачевский В. Из чего пьет лошадь, или деловая бумага без дела // Извес­тия. - 1983.- 2окт.

16 Макаров Ан. В Переделкине у Катаева // Неделя. - 1985. - № 49. - С. 18.



II Гол бес шел в лес, В друг - стоп: жук в лоб! Бес рад: влез в ад. Формула для определения избыточности в %:

где И - избыточность текста;

Q - общее число слов в тексте;

М - число слов в значимом для вас лаконичном выражении после сжатия текста. (Ответ см. на с. 54).

Затем вы можете выполнить аналогичные расчеты для текстов газет­ных, журнальных и т. п. Как вы убедитесь, большинство текстов имеет избыточность, близкую к 75 %.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: