Этническая история народов Юга Дальнего Востока

18.03.2013

К 17 веку в источниках появляются сведения о народах нижнего Амура и острова Сахалин со след. Названиями Нгатки, Гольдики, Очаны, Куби, Дючер, Лонки.

По данным исследователя Л.И. Шренка и исследователя Золторева А.И. и Беодолгих этнический состав народов юга Далнего востока в целом соответствовал в 17 веке этническому составу 19 века.

Гольдики (нанацы) – 2000 чел.

Ульчи – 1500 чел.

Нифхи амура Гиляки – 4300

Негидальцы – 500 чел.

В 18 веке на территории юга Дальнего Востока появляется Тунгусо-язчные племена которые оказывают влияние на культуру коренного населения. В середине 19 века у коренного населения расширяются этнические связи с русскими землепродадцами и пееселившимися сюда крестьянами, так как по договору с китаем в 1850-х года происходит четкое деление границы между китаем и югом ДВ

Ы 1897 году по переписи в приамурье и на острове Сахалин насчитывалось 6 народов, численностью:

Нифхи – 4614

Ульчи – 1455

Негидальцы – 423

Нанайцы – 5439

Орачи и удыгейцы – 2407

Ороки – 749

Ораки. Появились в 19 веке на Сахалине, в результате переселения части тунгусского племени на Сахалин.

Народы Амура и Приамурья вели оседлый образ жизни, поэтому расселены были по конкретными населенным пунктам и стойбищам. За исключением ороков и эвенков, которые вели кочевой образ жизни, занимаясь оленеводством.

По данным 1860-1894 гг. в результате изменения хоз.деятельности в некоторые периоды сокращение рыбы в реке Амур часть населенных пунктах исчезала, и появлялась в других благориятных местах. Для населения юга ДВ на протядении 19 в. Были характерны разнообразные этнические контакты внутни нижнеамурского региона. В конце 19 века среди нивхов в низовьях амура появлись негидальцыы ороки, айны, нанайцы, якуты. Среди ульчей в 19 веке селились и проживали ороки, айны, эвенки, нанайцы. Процесс перемещения в 19 веке по территории Амура и Приамурья был достаточно активный, что приводило к ассимиляции между коренными народоами.

Нивхи острова Сахалин не ассимилировались т.к. находились в отдалении. Контакты были только с айнами (курилами). Наиболее поздним комапанентом в составе ульчских родов являлись в 19 веке элементы родов орочей. Нанайцы в 19 веке делились на 2 больши е территориальные группы: верховые и низовые нанайцы, граница между группами проходила по реке Хунгари. В остав низовых нанайцев входили роды: самар, тумали, дегор, сайгор, гайн. В состав верховых нанайцев входили: уникан, пассах, юкаминка,актанка, перминка. Остальные родовые группы встречались в обоих территориальных группах: бельды, ходжер, одзял, гейкер, онинка.

Среди верховых нанайцев помимо рода бельды встречались и тунгусские элементы, в частности выходцы из соседних территорий, которые повлияли на этнический состав и культуру нанайцев. По данным Б.О.Долгих родовой состав негидальцев 19в. Соответствовал родовому составу 17 века, в нем наблюдались элементы оносящиеся к эвенкам. Большенство родов нивхов к концу 19 века являлись новообразованиями.

Изучение родовых преданий выявило по данным исследователей сложность родового составакоторый формировался на протяжении длительного периода. До сих пор этническая территория юга ДВ является в национальном отношении неоднородной, это оказало влияние при решение вопроса в 30-х года о создании новых административных единиц. При наличии такого кол-ва народов создание национальных округов было невозможно, поэтому народы юга ДВ находились в пределах Хабаровского и Приморского краев. В течении 20-го века у народов юга дальнего востока просходили дальнейшие процесс ассимиляции между собой и с пришлым населением. В настоящее время народы юга ДВ являются достаточно смешанным населением с измененным культурным колоритом.

Численность народов юга ДВ (xx-xxi в.)

Название народа                
Нанайцы   -            
Негидальцы   -            
Нивхи   -            
Орочи   -            
Удэгейцы   -            
Ульта (ороки)   - - -        
Ульчи   -            

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: