Проблемы сохранения родного языка. Системы национального образования и традиционной культуры

Среди КМН РФ МНС.С.И ДВвыделялся в отдельную группу так как их культура не имеет потенциальных возможностей для адаптации к рыночному современному способу экономики. Исследования этнографов и специалистов-медиков доказывают, что коренному населению сибирского региона достаточно сложно адаптироваться к условиям урбанистической культуры. Языки КМН в значительной степени относятся к почти исчезнувшим языковым группам, языковым семьям, которые в историческом прошлом скорее всего доминировали на окраинных пространствах С и ДВ.

Впервые алфавит для языка КМН был разработан на латинской основе (20-30 гг. 20 века).

А затем переведен на кириллицу и это сыграло важную роль в развитии языков малочисленных народов. Особенностью языков КМН является наличие большого количества диалектов и потому за основу создания письменности языков народов Сибири была выбрана как правило основная групп населения того, или иного народа. Коряки, живущие на Камчатке делятся на 2 крупные территориальные и хозяйственные группы: оленеводы и оседлые. Оленеводы составляли более 50% населения, и имеют незначительные диалектные различия. Оседлые коряки подразделяются на 7 территориальных групп со своими языковыми особенностями.

Функционирование отдельных северных языков в настоящее время определяется в целом двумя факторами: 1. Разрушением традиционных языковых коллективов, которое происходило при укреплении колхозов. Совхозов и населенных пунктов. 2. Активным воздействием русского языка, которое было вызвано урбанизацией и индустриализацией, которые способствовали притоку в регионы населения коренными жителями русскоязычных представителей различных национальностей. Они подкреплялись распространением СМИ на русском языке. Кроме того на функционирование отдельных северных языков оказало влияние системы школьных интернатов. Когда порой запрещалось детям общаться на национальных языках и постепенно способствовало утрате национальных языков. За период с 1959 по 1989 общее число северян, которыесчитали родным свой язык сократилось с 75% до 55%.

Сведения о родных языках КМН (по данным переписей населения)

Народы        
  Родной свой Родной-русский Родной другой Родной Родн.-русск Родн. Др. Родной Родн.-русск. Родн. Др. Родной Родн-русск Родной
Алеуты 19,8 79,9 0,3 18,5 81,0 0,5 11,5 88,1 0,4 25,3 72,2 2,5
Долганы - - - 90,2 9,6 0,3 90,6 9,3 0,1 84,0 15,4 0,6
Ительмены 36,1 63,0 0,9 34,6 64,9 0,5 23,2 76,6 0,2 18,8 80,2 1,0
Кеты 77,3 20,5 2,3 74,9 20,7 4,4 60,2 30,1 0,3 48,8 49,4 1,8
Коряки 91,0 8,4 0,6 81,6 17,8 0,6 69,6 30,1 0,3 52,4 46,8 0,8
Манси 58,8 40,9 0,3 52,2 47,5 0,2 49,7 50,0 0,3 36,7 62,7 0,7
Нанайцы 86,7 12,9 0,4 69,3 30,4 0,3 56,9 43,9 0,2 33,1 56,3 0,8
Нганасан 94,5 5,0 0,4 74,5 25,3 0,2 90,3 9,0 0,7 83,4 15,3 1,3
Негидальцы - - - 52,1 46,7 1,3 43,4 54,9 1,7 26,6 69,5 3,9
Ненцы 84,9 5,3 9,8 83,7 8,7 7,5 80,9 13,3 5,8 77,7 17,6 4,8
Нивхи 76,4 23,2 0,4   50,8 0,2 30,4 69.4 0,2 23,3 76,2 0,5
Орочи 68,4 29,7 1,9 47,3 50,5 2,1 33,2 64,8   17,8   1,2
Саамы 69,8 28,8 1,4 56,3 43,6 0,1 51,8 47,5 0,6   56,8 1,2
Селькупы 48,8 49,2         56,5   1,4 47,7 50,6 1,7
Тофалары - - - 55,1 44,2 0,7       42,8 55.5 1,7
Удэгейцы 73,6 22,6 3,8 54,4 44,8 0,8 27,5 71,5   24,3 68,1 7,6
Ульта / Ороки - - - - - - - - - 42,1 51,1 1,1
Ульчи 85,1 14,5 0,3 60,9 38,6 0,5 37,9 61,9 0,1 30,7 66,5 2,8
Ханты 77,7 22,2 0,7 69,1 30,3 0,5 68,1 31,5 0,4 60,8 38,5 0,5
Чуванцы - - - - - - - - - 18,5 71,2 10,3
Чукчи   5,6 0,3 82.8 16,8 0,4 78,3 21,2 0,5 70,4 28,3 1,3
Эвены 81,4 5,6   55,5 14,2 30,3 57,0 19,7 23,3 43,8 27,4 28,7
Эвенки 55,9 8,6 36,5 51,3 16,4 32,4 42,5 20,7 36,8 30,4 28,3 1,3
Энцы - - - - - - - - -   35,9 14,8
Эскимосы 84.2 12,7 3,1 61,1 37,5 1,4 60,2 38,2 1,6 51,6 45,9 2,5
Юкагиры 52,7 34,1 13,2 4,6 39,1 14,7 36,8 42,9 20,2   45,9 22,1
Итого: 72,5 14,1 9,7 67,1 23,3 9,5 61,5 28,4 9,7 52,5 36,3 11,2

Возрождение национальных языков в последние десятилетия, исходя из создавшейся языковой ситуации, исследователи и представители властей считают необходимым возрождать, развивать и оказывать влияние на процесс возрождения. Родной язык к сожалению у многих этносов в школах не изучался, к таким народам относятся ненцы, проживающие в Республике Коми, шорцев в Хакассии, ханты и манси в Томской области, энцы в Таймырском Долгано-ненецком округе. Низкие показатели изучения национальных родных языков был характерен для школ Кемеровской области, Приморского край, Читинской и Сахалинской области. Само состояние школ в районах севера с точки зрения материально-технического и кадрового обеспечения до сих пор находится не в лучшем состоянии.

В 1977-1998 состояние многих школ еще более усугубилось. Для решения проблем подготовки кадров для национальных школ в РФ занимается 7 педагогических училищ и спец. Отделения в 5 ВУЗах.

В 1998 в целях расширения возможности подготовки кадров в административной сфере была создана полярная академия, которая в настоящее время объединена с ГИДРОМЕТОМ.

Народы, которые имеют статус малочисленных: (по данным переписи 1979,2010)

· Ненцы

· Эвенки

· Ханты

· Эвены

· Чукчи

· Нанайцы

· Манси

· Коряки

· Долганы

· Нивхи

· Селькупы

· Ительмены

· Ульчи

· Саамы

· Эскимосы

· Удэгейцы

· Юкагиры

· Кеты

· Чуванцы

· Тофалары

· Нганасаны

· Орочи

· Негидальцы

· Алеуты

· Ульта (ороки)

· Энцы

С 2002 г. в состав малочисленных народов вошли еще:

· Алюторцы - 20 человек

· Камчадалы – 2290 чел.

· Кереки – 8 человек, сейчас 4

· Кумандинцы – 3114 чел.

· Сойоты – 2769

· Тазы – 276

· Теленгиты – 2399

· Телеуты -2650

· Тубалары - 1565

· Тувинцы-тоджинцы – 4442

· Челканцы – 855

· Чулымцы – 656


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: