Здравый смысл» и научный метод

Подчеркивая отличие научного знания от обыденного, практического знания, иногда не обращают внимания на преемственность и связь между ними. Эта связь состоит прежде всего в том, что обе эти формы познания имеют общую цель - дать объективно верное знание о действительности. Поэтому они опираются на принцип реализма, который в обыденном сознании ассоциируется с так называемым здравым смыслом. Однако научное мышление хотя и возникает на основе здравого смысла и его предположений, но в дальнейшем эти предположения подвергаются уточнению, исправлению и критике. Наука, хотя и начинает с анализа предположений здравого смысла, не отличающихся особой надежностью и обоснованностью, в процессе своего развития подвергает их рациональной критике, используя для этого специфические эмпирические и теоретические методы исследования, и тем самым достигает прогресса в понимании и объяснении изучаемых явлений. Поскольку наука представляет собой особую целенаправленную деятельность по производству новых, надежно обоснованных знаний, постольку она должна располагать своими специфическими методами, средствами и критериями познания. Именно эти особенности отличают науку как от повседневного знания, так и от других вненаучных его форм. В то время как в обыденном познании освоение мира происходит в рамках непосредственной практической деятельности, наука создает для этого особые абстракции и идеализации. Поэтому она имеет дело непосредственно не с материальными, а с абстрактными и идеальными объектами, на основе которых строит свои гипотезы и теории.

Научное познание отличается от обыденного и практического познания также своей системностью и последовательностью как в поиске новых знаний, так и в упорядочении всего известного, наличного и вновь открытого знания. Каждое новое открытие получает свое обоснование, когда становится элементом определенной системы знания. Чаще всего такой системой служит теория как наиболее развитая форма рационального знания. В отличие от этого, обыденное знание имеет разрозненный, случайный и неорганизованный характер, с преобладанием не связанных друг с другом отдельных фактов либо их простейших обобщений.

Научный метод - это совокупность действий, призванных помочь достижению желаемого результата. Современная наука основывается на определенной методологии - то есть совокупности используемых методов и учений о методе. Система методов научного исследования включает в себя, во-первых, методы применяемые не только в науке, но и в других отраслях знания, во-вторых, методы применяемые во всех отраслях науки и. В-третьих, методы специфические для отдельных определенных разделов науки, отдельных научных дисциплин.

Среди всеобщих методов, характерных для всех сфер человеческого познания можно выделить такие методы как:

1. анализ - расчленение целостного предмета на составные части (стороны признаки отношения) с целью их более глубокого изучения.

2. синтез - соединение ранее выделенных частей предмета в единое целое.

3. абстрагирование - отвлечение от ряда несущественных для данного исследования свойств и отношений с одновременным выделением интересующих нас свойств и отношений.

4. обобщение - прием мышления - в результате исследования, в результате которого общие свойства и признаки целого класса объектов.

5. индукция.

6. дедукция.

7. аналогия - прием познания при котором на основе сходства объектов по одним признакам делается заключение об их сходстве по другим.

8. моделирование - изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), воспроизводящей оригинал с определенной точки зрения интересующей исследователя.

9. классификация - разделение всех изучаемых предметов на отдельные группы в соответствии с каким-либо важным для исследователя признаком (особое значение имеет в описательных науках геологии, географии, некоторых разделах биологии).

Научный метод как таковой разделяется на методы используемые на каждом уровне исследования. Таким образом, выделяются эмпирические и теоретические методы.

Эмпирические методы:

1. наблюдение - целенаправленное восприятие явлений объективной действительности.

2. описание — фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах.

3. измерение - сравнение объектов по каким-либо сходным свойствам или сторонам.

4. эксперимент - наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, он позволяет восстановить ход явления при повторении условий.

Научные методы теоретического уровня исследования:

1. формализация - построение абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов действительности.

2. аксиоматизацию - построение теорий на основе аксиом (утверждений доказательства истинности которых не требуются).

3. гипотетико-дедуктивный метод - создание систем дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: