Буквальный смысл слова «психотерапия» – забота о душе. В настоящее время в это понятие вкладывается различное содержание. Психотерапия – это и лечение болезней психологическими средствами (клиническая психотерапия), и психологическая по~ мощь в приспособлении к реальности, и коррекция неадаптивного поведения, и консультирование в проблемных жизненных ситуациях. Часто наряду с понятием «психотерапия» используют термины «психокоррекция», «психотехника», «психологическая консультация» и другие. Но во всех этих формах психологической практики присутствует ее ядро – живой опыт работы с психологической реальностью (душой) человека, помощь личности в преодолении субъективных трудностей, в достижении внутренней гармонии, в реализации творческого потенциала.
Психотерапия – это практика профессиональной работы с живой человеческой личностью. С самого начала психотерапия ориентирована на индивидуальность и целостность человека. Соответственно и психотерапевтический опыт обладает уникальностью и целостностью. Строго научное описание, строящееся по канонам безличной объективности и смысловой однозначности, не может отразить этот опыт во всей его полноте. Поэтому так ценны для психотерапевтов описания конкретных случаев практики, психотерапевтических ситуаций.
|
|
Успех психотерапевта невозможен, если он будет строить свою практику на односторонне-частичных представлениях о психологии человека. К психотерапевту на прием приходит кон-
кретный живой человек, со своим психологическим миром, с переживаниями и трудностями, в которые вовлечен он весь, целостно, в единстве сознания, мотивации, поведения и т.п. Психологические трудности клиента невозможно понять вне истории, всего контекста его жизни, а наметить программу коррекции нельзя без опоры на перспективы жизни данного человека. В психотерапевтической практике в единстве представлено прошлое, настоящее и будущее личности.
Психотерапевт нуждается в целостном теоретическом взгляде на человека. Теоретические схемы психологии, которые возникли вне реальной практики человековедения, не способны выступить научной основой психотерапевтической и консультационной работы. Они предназначались для других целей – исследования, объяснения своего «объекта» (психики, сознания, поведения и т.п.)
Характерно, что зарубежные психологические школы – бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, когнитивная психология и т.п – имеют свои специфические психотерапевтические практики. Однако эти практики ориентированы лишь на какую-то одну из сторон психологической реальности (поведение, гештальты, знания и т.п.). В результате человек как единая психологическая реальность оказывается множеством односторонних интерпретаций и пониманий
|
|
Вместе с тем в ряде направлений нет жесткой связи психологической теории, и практики. Например, гештальттерапия заимствует понятия, выработанные в гештальттеории, но наполняет их своим содержанием Гештальт «фигура и фон» в теории относится к области восприятия предметного мира и фиксирует тот факт, что одни предметы выступают на передний план (фигура), а другие – воспринимаются как фон. В гештальттерапии понятие фигура означает важные и значимые события, которые занимают центральное место в сознании, а фон – это менее значимая информация, актуально в сознании не представленная.
Перспективным направлением психотерапии является гуманистическая психология, ориентированная на психически здоровую, стремящуюся к самореализации творческую личность. «В гуманистической психологии, – пишет Т.Грининг, – человек как объект изучения не «раскладывается» на отдельные элементы – рефлексы, познавательные процессы, интеллектуальные знания, неосознаваемые фиксации или проекции неврозов»42. Гуманисти-
42 Гранинг Т. История н задачи гуманистической психологии // Вопр. психологии, 1988 №4 С 161
Г 71
ческая психология представляет собой попытку целостного подхода к изучению природы психологической реальности человека. В традиционной советской психологии своей психотерапевтической практики не было создано. В настоящее время происходит процесс сопряженного сования и психологической практики, и соответствующей ей концепции человека. Известный отечественный психолог и психотерапевт Ф.Е.Василюк пишет: «Психологическая практика не может продуктивно развиваться без теории, и в то же время она не может рассчитывать на академическую теорию. Ей нужна особого типа теория, назовем ее психотехнической»43. Психотехническая же теория может строиться только на гуманитарной парадигме, вырабатывающей иной – в отличие от естественнонаучной – целостный взгляд на человека.
2.5. Субъективность как предмет психологии человека
О природе субъективной реальности Определение понятия «субъективность» Философский смысл субъективности Принцип субъективности в психологии человека
Какова природа субъективной реальности человека? Как наши субъективные явления связаны с внешним миром? В каком смысле субъективное объективна? Почему субъективность может стать предметом психологии человека? Каков семантический и философский смысл субъективности? Как объясняли субъективность в психологии? В чем принципиальное значение определения субъективности в качестве предмета психологии человека?