Знаменитый врач эпохи Возрождения Парацельс перед началом курса своих лекций студентам прибег к символическому акту: 27 июня 1527 года перед Базельским университетом он сжег произведения Гиппократа, Галена и Авиценны.
1. Что хотел показать своим поступком Парацельс?
2. Основоположником какого нового направления в медицине он был?
Эталон ответа к задаче №1
1. Решение медицинского факультета отражает борьбу светского и религиозного мировоззрения в эпоху Возрождения. Для медицины в теле человека не было запретных мест и соответствующих терминов, что противоречило религиозным установкам католической церкви.
2. Амбруаз Паре не имел высшего медицинского образования и не знал латинского языка.
Эталон ответа к задаче №2
1. Случай с Дж. Кардано типичен для эпохи Возрождения, когда многие науки только начинали освобождаться от связи с магией и суевериями, а вера уступала место знанию.
2. В медицине утверждался опытный метод, опиравшийся на математику и новые науки – ятрофизику и ятрохимию.
|
|
Эталон ответа к задаче №3
1. Эта ситуация иллюстрирует суть нравственного конфликта ученых- медиков в эпоху Возрождения, когда еще были сильны церковные догматы. Из – за религиозных запретов ученые не могли изучать анатомию, открыто проводя вскрытия трупов.
1. Церковь препятствовала развитию анатомии, запрещая проводить вскрытия и опровергать канонические работы К. Галена.
Эталон ответа к задаче №4
1. В трудах Ф. Бэкона дано описание феномена эвтаназии (хорошей смерти), которую врач обязан обеспечить пациенту, если он не может его вылечить. В современных Бэкону исторических условиях, такая установка, зачастую, была реакцией на тяжелые условия жизни огромного большинства людей.
2. Сохранение здоровья, лечение болезней и продление жизни.
Эталон ответа к задаче №5
1. Парацельс считал, что врач-исследователь должен идти своим путем, а не преклоняться перед авторитетами, как это было повсеместно принято в Средние века.
2. Парацельс был первым ятрохимиком, т.е врачом, активно пользующимся химией в своей врачебной деятельности.
Перечень практических умений по изучаемой теме.
– Сделать сообщение (доклад) по теме занятия.
– Дать этическую, деонтологическую и технологическую оценку состояния медицины эпохи феодализма.
Рекомендации по выполнению НИРС.
1. Медицина эпохи Возрождения.
2. Из истории хирургии средних веков.
Занятие № 6
«Медицина в России XVIII века»
Тема «Медицина в России XVIII века»
2. Формы работы:
– Подготовка к практическим занятиям.
– Подготовка материалов по НИРС.