Существуют различные классификации политических режимов. Большинство авторов предлагают двучленные классификации. При таком подходе все режимы делятся на демократические и недемократические (по другой терминологии - тоталитарные).
Демократический режим - это способ осуществления государственной власти, характерными чертами которого являются:
а) формирование органов власти выборным путем;
б) политический плюрализм, то есть свобода деятельности различных политических партий, движений и союзов;
в) государственное существование политических прав и свобод граждан.
Антидемократический режим характеризуют такие признаки, как:
а) формирование органов власти в результате псевдовыборов, путем фальсификации выборов либо без выборов;
б) наличие единой государственной идеологии и отсутствие политического плюрализма;
в) бесправие граждан и произвол властей при формальном провозглашении законности, прав и свобод граждан.
Сходную классификацию дает профессор А.И. Коваленко. Автор выделяет два политических режима: демократический и террористический.
|
|
В свою очередь террористический режим подразделяется на три разновидности: фашистский, тоталитарный и авторитарный.
Фашистский режим характеризуется как национально-демагогический, тоталитарный - как казарменный, основным признаком авторитарного режима является репрессивный метод осуществления государственной власти.
Многочленная классификация содержит перечень и характеристику широко известных режимов, таких как:
а) деспотический режим, предполагающий полный произвол монарха;
б) тиранический режим, основанный на узурпации власти тираном и жестоких методах ее осуществления;
в) тоталитарный, основу которого составляет всевластие государства, то есть полный контроль над обществом;
г) фашистский режим, идеологией которого является крайний шовинизм и бесчеловечность по отношению к врагам нации, прежде всего к евреям и коммунистам;
д) авторитарный режим, характерной чертой которого является опора на культ личности партийного лидера и его обожествление;
е) либерально-коммунистический режим, предполагающий осуществление власти наиболее гуманными и демократическими методами;
ж) собственно демократический - это режим, провозглашающий и гарантирующий народовластие, возможность избирать представительные органы государственной власти (активное право) и быть избранным (пассивное право).
Комбинированная классификация (Г.В. Назаренко) предусматривает деление режимов на демократические и антидемократические с последующей их детализацией.
Демократические режимы подразделяются на три разновидности: либеральный, демократический, либерально-демократический.
|
|
К числу антидемократических режимов относятся: деспотический, тиранический, авторитарный, тоталитарный, фашистский и мафиозно-криминальный режим. Последний характеризуется как режим осуществления власти уголовно-террористическими методами.
Наиболее ранние классификации форм государства проводились с иных методологических позиций.
Платон (427-347 гг. до н. э.) классифицировал формы государства аналогично душевному складу человека и выделял: аристократию (справедливость), тимократию (воинственность), олигархию (алчность), демократию (свободолюбие) и тиранию (свирепость). В соответствии с принципом изономии Платон различал законную монархию, или царскую власть; противозаконную монархию, или тиранию; законную власть немногих - аристократию; незаконную власть немногих - олигархию, а также демократию с законами и без законов. Характеризуя демократию,
Платон отмечал, что среди государств, основанных на законности, демократия - наихудший вид, среди государств без законов демократия - наилучший вид государственности. В соответствии с учением Платона о деградации идеальное аристократическое государство вырождается, и на смену ему приходят испорченные формы государства, которые сменяют друг друга.
Аристотель (384-322 гг. до н. э.) выделял шесть форм государства, из них три правильные: монархия, аристократия, полития, и три неправильные: тирания, олигархия, демократия. В правильных формах государства правители имеют в виду общую пользу, в неправильных - преследуют личное благо. Полития как лучшая форма государства соединяет в себе положительные стороны демократии (правление большинства) и олигархии (правление в интересах большинства). Все остальные формы представляют собой то или иное отклонение от политии - средней, умеренной формы государственного правления, свободной от недостатков и крайностей.
Полибий (200-120 гг. до н. э.) считал, что круговорот политической жизни проявляется в последовательной смене шести форм государства.
Первой возникает монархия - единоличное правление. Разлагаясь, монархия переходит в противоположную форму - тиранию. Недовольство тираном приводит к тому, что благородные мужи при поддержке народа свергают ненавистного правителя. В результате устанавливается аристократия - власть немногих, преследующих интересы общего блага. Аристократия в свою очередь постепенно вырождается в олигархию - правление тех, кто использует свою власть для стяжательства. Эти правители возбуждают недовольство, что неизбежно приводит к очередному перевороту. Народ, не веря больше в правление царя или немногих, учреждает демократию. Ее извращением является охлократия - господство толпы. "Тогда водворяется господство силы, а собирающаяся вокруг вождя толпа совершает убийства, изгнания, переделы земли, пока не одичает совершенно и снова не обретет себе властителя и самодержца" (цит. по: История политических и правовых учений / Под ред. О.Э. Лейста. - М., 1991. С. 80). Полибий предлагал установить смешанную форму государства, сочетающую начала монархии, аристократии и демократии. Такое государство, по мнению Полибия, неизменно пребывало бы в состоянии равномерного колебания и равновесия.
7. Понятие и характерные черты государственной власти. Методы осуществления государственной власти. Легитимность илегальность государственной власти.