Оптические свойства текстильных полотен

Оптическими свойствами материалов называют их способность количественно и качественно изменять световой поток, в результате чего проявляются такие свойства, как цвет, блеск, прозрачность, белизна. Оптические свойства текстильных материалов имеют существенное значение при оценке внешнего вида, эстетическом восприятии одежды. Они позволяют выявить, подчеркнуть или, наоборот, скрыть фактуру материала, конструктивные особенности изделия, объем фигуры человека. Основными характеристиками световых свойств материалов служат коэффициенты отражения ρ, поглощения а и пропускания τ. ρ = Рρ / Р; (3.82), α = Рα / Р; (3.83), τ = Рτ / Р. (3.84)

Эти коэффициенты представляют собой отношение, соответственно, отраженного Рρ, поглощенного Ра и пропущенного Рτ потоков к падающему потоку.

На показатели характеристик оптических свойств существенное влияние оказывают такие факторы, как природа волокон и нитей, структура волокон, нитей и материалов.

Ткани атласного переплетения имеют очень высокую отражательную способность. Полотна с длинным ворсом также обладают достаточно высокой отражающей способностью. Наоборот, полотна из текстурированных нитей, аппаратной пряжи, нитей с высокой круткой (креповой) рассеивают световой поток.

Существенное влияние оказывают также красители, которые проявляют большую избирательную способность к поглощению светового потока. Избирательность поглощения зависит от количества и характера распределения частиц красителя в волокнах.

Цвет. Человек, рассматривающий материал со стороны падающего потока излучений, воспринимает световой поток как отраженный и диффузионно-рассеянный вверх, что вызывает у него ощущение цвета.

Если материал равномерно поглощает поток излучений, то воспринимаемый световой поток вызывает у человека ощущение того или иного ахроматического цвета (от белого до черного) в зависимости от степени поглощения падающего потока излучений. При полном отражении возникает ощущение белого цвета, при неполном поглощении – серого цвета (различных оттенков), а при полном поглощении – черного (рис. 3.34).

Эти цвета по светлоте различают значениями коэффициента отражения: белое полотно (эталон баритовая пластина) ρ = 0,85, черный бархат ρ = 0,002. При органолептической оценке ахроматические цвета полотен разделяют на ярко-белые, светло-серые, темно-серые, черные и глубоко-черные. При избирательном поглощении диффузионно-рассеянный световой поток состоит в основном из излучений, имеющих определенную длину волны. В этом случае воспринимаемый световой поток дает ощущение хроматического цвета, причем излучения различных длин волн вызывают разное цветовое ощущение. Зрительное восприятие цвета – сложный психофизический процесс, слагающийся из логической обработки качественной и количественной информации, получаемой в результате преобразования видимого излучения зрительным аппаратом человека. Возникающее ощущение цвета имеет несколько качественных и количественных характеристик.

Цветовой тон – основная качественная характеристика ощущения цвета, которая позволяет установить общее между цветовыми ощущениями образца материала и цветом спектрального излучения. Различие цветовых тонов оценивается цветовыми порогами. В видимом спектре различают около 130 порогов цветового тона, в пурпурных цветах – 20–30 порогов.

Насыщенность – качественная характеристика ощущения цвета, позволяющая различать два ощущения цвета, имеющих один и тот же цветовой тон, но разную степень хроматичности. Эта характеристика оценивается порогами насыщенности. Наибольший порог насыщенности у спектральных цветов, порог насыщенности ахроматического цвета равен нулю.

Светлота – количественная характеристика ощущения цвета, показывающая степень общего между данным цветом и белым. Светлота несамосветящихся тел зависит от их световых свойств, в частности, от отражательной способности. Цвета красные, оранжевые, желтые, желто-зеленые называют теплыми; они в восприятии человека ассоциируются с представлениями о солнечном свете, теплых, нагретых телах. Цвета зелено-голубые, голубые, синие, фиолетовые называют холодными, так как они связаны с представлениями о цвете льда, металла. Белые и теплые цвета – яркие, выступающие; они хорошо выявляют поверхность материала, его фактуру, конструктивные элементы изделия, подчеркивают объемность фигуры, придают ей полноту. Темные и холодные цвета, наоборот, скрывают поверхность, объемность материала. Швейные изделия, изготовляемые из материалов светлых и теплых цветов, требуют тщательной обработки, так как малейшие ее неточности будут выглядеть как дефекты внешнего вида изделия.

Понятие теплых и холодных цветов не совпадают с физическими понятиями теплых и холодных окрасок. Теплота солнечного света или нагретого тела обусловливается инфракрасным излучением. Поэтому окраски, отражающие в большей степени инфракрасные лучи, меньше нагревают материал и носят название холодных, а окраски, поглощающие инфракрасные лучи, в большей мере нагревают материал и поэтому называются теплыми. Очевидно, для летнего сезона следует рекомендовать материалы с холодной окраской, а для осенне-зимнего – теплой. Существенно влияют на восприятие цвета характер освещения, его спектральный состав и мощность. При смене источника освещения может произойти изменение светлоты, насыщенности и тона цвета. При солнечном освещении теплые цвета воспринимаются менее насыщенными и менее светлыми, а холодные более светлыми, чем при вечернем освещении. Поэтому для изделий, надеваемых в яркий солнечный день весенне-летнего сезона, рекомендуются материалы насыщенных цветов и рисунков. При смене источника освещения или увеличении его мощности без изменения спектрального состава изменяется цветовой тон, что необходимо учитывать при определении назначения материала (например, для дневных и вечерних платьев). Влияние источников освещения учитывают также при определении оптических свойств материалов, предусматривая источники с определенными стандартизированными характеристиками излучения.

Восприятие цвета зависит от состава воспринимаемого светового потока, соотношения хроматического и ахроматического излучений, что определяется характером поверхности материала и оптическими свойствами волокон. На прозрачных волокнах цвет ощущается более насыщенным, так как они в большей мере избирательно поглощают световой поток, чем непрозрачные. На гладкой блестящей поверхности цвет воспринимается более ярким, светлым, чем на неровной. Цвет материалов, имеющих большую толщину или ворсовую поверхность, способствующую многократному отражению излучений волокнами, воспринимается более насыщенным, менее светлым. Изменение длины или наклона ворса меняет условия отражения потока излучений, а вместе с этим и цвет материала.

По этой же причине мы отличаем цвет более изношенных участков одежды от цвета менее изношенных.

На ощущение цвета влияет расположение цветов – так называемый одновременный контраст, который приводит к изменению как светлоты, насыщенности, так и цветового тона. При расположении рядом двух разноярких участков ахроматических цветов изменяется их светлота: у границы раздела менее светлый участок становится светлее и, наоборот, более темный участок – темнее. Серый рисунок на черном фоне повышает свою светлоту. Аналогичную картину наблюдают при соприкосновении хроматических цветов с ахроматическими. Чем больше различие в светлоте, тем сильнее световой контраст.

При соприкосновении хроматических цветов воспринимаемый световой поток как бы суммируется и ощущается как новый цвет. Например, на красном фоне оранжевый цвет желтеет, желтый зеленеет, зеленый голубеет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: