Занятие № 3. Процедура 1. «Вспомнить человека-эталон»

Процедура 1. «Вспомнить человека-эталон»

Инструкция: "Сейчас мы познакомимся и сделаем это так: вспомните, пожалуйста, человека, с которым Вы лично знакомы сейчас или были знакомы раньше и который на сегодняшний день служит для Вас образцом человека творческого, неординарного нестандартного. Когда всем удастся вспомнить такого человека, каждый по очереди назовет свое имя и скажет, какие качества, особенности поведения Вашего знакомого дают Вам основания считать его креативным, творческим".

Такое знакомство дает возможность сразу войти в проблематику тренинга креативности и порождает значительное количество идей, относящихся к базовым ориентировочным основами. Кроме того, оно создает позитивный настрой в группе, ведь участникам приятно сообщить о своем опыте отношений с неординарными личностями, которые отныне в сознании группы будут связаны с их именами.

После того как все участники завершат свои рассказы, тренер может подвести итог, перечислив все особенности, характеристики, свойства, которые были названы и могут рассматриваться как проявления творческости, креативности.

Процедура 2. «Обратная связь соседу»

Инструкция: "Сосредоточитесь на своем соседе справа (слева). Вспомните все его проявления во время нашей работы, все что он говорил, делал. Вспомните чувства и отношения, которые возникали у вас к этому человеку. Для этого у нас будет две минуты".

Когда две минуты прошли, тренер продолжает инструкцию: "Теперь решите, какое из описаний природы, погоды, времени года, которое вы встречали в литературе или придуманное вами, соответствует вашим впечатлениям об этом человеке. Когда все будут готовы, каждый из нас, по очереди, скажет своему соседу возникшее у него описание".

Это упражнение позволяет каждому участнику получить личностно ориентированную обратную связь, в то же время характер задания непосредственно связан с задачами тренинга креативности, в частности, направлен на развитие ассоциативных механизмов.

Возникающие описания очень разнообразны: некоторые приводят цитаты из литературных произведений: "люблю грозу в начале мая", некоторые создают авторские тексты, нередко обширные и детальные.

Процедура 3. Ролевая игра «Сглаживание конфликта»

Цель: отработка умений и навыков сглаживания конфликтов

Ведущий рассказывает о важности такого умения как умение быстро и эффективно сглаживать конфликты; объявляет о том, что сейчас опытным путем стоит попытаться выяснить основные методы урегулирования конфликтов.

Участники разбиваются на тройки. На протяжении 5 минут каждая тройка придумывает сценарий, по которому двое участников представляют конфликтующие стороны (например, ссорящихся супругов), а третий - играет миротворца, арбитра.

На обсуждение ведущий выносит следующие вопросы:

- Какие методы сглаживания конфликтов были продемонстрированы?

- Какие, на ваш взгляд, интересные находки использовали участники во время игры?

- Как стоило повести себя тем участникам, кому не удалось сгладить конфликт?

Мини - лекция. Творческие приемы реагирования на критику. Отработка полученных навыков с помощью проигрывания ситуаций.

Мы должны формировать в себе конструктивное отношение к критике в свой адрес, представление о корректности в форме и содержание критики, критично относиться к себе. Творческое, корректное реагирование на критику помогает избежать конфликта и строить позитивные отношения.

  1. Метод «Да-но». Выявление односторонности доводов оппонента.
  2. Метод «кусков». Расчленение доводов на верные и ошибочные.
  3. Метод «бумеранга». Использование оружия оппонента. «Вы тратите слишком много времени на обсуждение этой проблемы». «Это оттого, что вы задаете слишком много интересных вопросов».
  4. Метод потенцирования. Смещение акцента своего ответа на ту часть высказывания оппонента, которая устраивает.
  5. Метод «выведения». Семь «да». Сконструировать вопросы так, чтобы положительный ответ оппонента был предопределен.
  6. Метод видимой поддержки. Сначала соглашаемся, а потом контрудар.
  7. Ссылка на авторитеты.
  8. Сжатие нескольких замечаний. «Спасибо, вы были вежливы».
  9. Психологическая пауза. Откладывание ответа на более благоприятное время.
  10. Инверсия смысла. Приведение противоположных по смыслу аргументов.
  11. Гиперболизация. Доведение замечания до абсурда.
  12. Внешнее согласие с критикой. Да, я знаю что…..
  13. Открытость высказывания. Меня поражает ваша осведомленность.
  14. Отсрочка.
  15. Расширяющая гипотеза.
  16. Биномное высказывание.
  17. Психологический экран
  18. Проявление чувства юмора.
  19. Позитивное мышление.
  20. Перехват инициативы.
  21. Риторический вопрос.
  22. Проблематизация.
  23. Схематизация.
  24. Визуализация.
  25. Мета-позиция.

Затем в парах попробовать отработать эти приемы. Например, как творчески уйти от оскорбления типа: «Ты дурак».

Процедура 4. Упражнение на креативность.

Инструкция: "Сейчас мы будем бросать друг другу мяч, при этом когда бросаем- называем какой-либо цвет, а когда ловим - объект такого цвета. Будем внимательны: не будем повторять те цвета и объекты, которые уже названы, и дадим возможность каждому из нас участвовать в работе"

Использование в инструкции слова "объект", а не предмет, связано с тем, что оно предоставляет больше возможностей для порождения ассоциаций. Иногда в группе возникает вопрос, что следует понимать под объектом. В этом случае тренер сообщает о возможности сохранить любое понимание, то, которое представляется приемлемым каждому.

Процедура 5. Упражнение на креативность «Монолог от имени предмета»

Цель: развитие воображения, преодоление привычного ракурса восприятия окружающего, "приобретение новых глаз"

Инструкция: Участникам предлагается внимательно посмотреть вокруг и выбрать любой предмет, находящийся в комнате, от имени которого они готовы произнести короткий монолог. Когда все будут готовы произнести, кто-то из участников начинает, и все по очереди произносят свои монологи. Не следует беспокоиться, что от имени одного предмета может прозвучать два или даже три монолога.

Опыт проведения этого упражнения позволяет назвать основные трудности, с которыми могут столкнуться участники группы. Наибольшую сложность представляет сохранение при произнесении монолога принятой позиции. При этом, хотя в данном упражнении не может быть правильных или неправильных монологов, в группе может возникнуть дискуссия по поводу того, насколько корректными являются те или иные высказывания. Например, участник, произносит монолог от имени дверной ручки, говорит: "Мне приятно ощущать тепло человеческих рук" или "Ночью, когда "она" находится без движения, особенно чувствуется холод и скука". Здесь наблюдается выход из принятой позиции. Один из участников высказал идею о том, что, по его мнению, дверная ручка "не знает" что такое человеческая рука, и ощущение тепла и холода он бы описал как ускорение перемещения атомов металла, из которого ручка сделана.

Принципиальным в этом упражнении является то, что участники приобретают дополнительный опыт отстранения от привычной идентификации с человеком и обнаруживают, что происходит закономерно, многообразие вариантов смещения этой позиции.

Процедура 6. «Искорка»

Все присутствующие берутся за руки. Тренер сжимает руку стоящему рядом. Это «пожатие» передается поочередно и по кругу всем, пока не вернется к тренеру. Можно сказать, что это искорка поддержки нашего круга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: