Процедура 1. «Вспомнить человека-эталон»
Инструкция: "Сейчас мы познакомимся и сделаем это так: вспомните, пожалуйста, человека, с которым Вы лично знакомы сейчас или были знакомы раньше и который на сегодняшний день служит для Вас образцом человека творческого, неординарного нестандартного. Когда всем удастся вспомнить такого человека, каждый по очереди назовет свое имя и скажет, какие качества, особенности поведения Вашего знакомого дают Вам основания считать его креативным, творческим".
Такое знакомство дает возможность сразу войти в проблематику тренинга креативности и порождает значительное количество идей, относящихся к базовым ориентировочным основами. Кроме того, оно создает позитивный настрой в группе, ведь участникам приятно сообщить о своем опыте отношений с неординарными личностями, которые отныне в сознании группы будут связаны с их именами.
После того как все участники завершат свои рассказы, тренер может подвести итог, перечислив все особенности, характеристики, свойства, которые были названы и могут рассматриваться как проявления творческости, креативности.
|
|
Процедура 2. «Обратная связь соседу»
Инструкция: "Сосредоточитесь на своем соседе справа (слева). Вспомните все его проявления во время нашей работы, все что он говорил, делал. Вспомните чувства и отношения, которые возникали у вас к этому человеку. Для этого у нас будет две минуты".
Когда две минуты прошли, тренер продолжает инструкцию: "Теперь решите, какое из описаний природы, погоды, времени года, которое вы встречали в литературе или придуманное вами, соответствует вашим впечатлениям об этом человеке. Когда все будут готовы, каждый из нас, по очереди, скажет своему соседу возникшее у него описание".
Это упражнение позволяет каждому участнику получить личностно ориентированную обратную связь, в то же время характер задания непосредственно связан с задачами тренинга креативности, в частности, направлен на развитие ассоциативных механизмов.
Возникающие описания очень разнообразны: некоторые приводят цитаты из литературных произведений: "люблю грозу в начале мая", некоторые создают авторские тексты, нередко обширные и детальные.
Процедура 3. Ролевая игра «Сглаживание конфликта»
Цель: отработка умений и навыков сглаживания конфликтов
Ведущий рассказывает о важности такого умения как умение быстро и эффективно сглаживать конфликты; объявляет о том, что сейчас опытным путем стоит попытаться выяснить основные методы урегулирования конфликтов.
Участники разбиваются на тройки. На протяжении 5 минут каждая тройка придумывает сценарий, по которому двое участников представляют конфликтующие стороны (например, ссорящихся супругов), а третий - играет миротворца, арбитра.
|
|
На обсуждение ведущий выносит следующие вопросы:
- Какие методы сглаживания конфликтов были продемонстрированы?
- Какие, на ваш взгляд, интересные находки использовали участники во время игры?
- Как стоило повести себя тем участникам, кому не удалось сгладить конфликт?
Мини - лекция. Творческие приемы реагирования на критику. Отработка полученных навыков с помощью проигрывания ситуаций.
Мы должны формировать в себе конструктивное отношение к критике в свой адрес, представление о корректности в форме и содержание критики, критично относиться к себе. Творческое, корректное реагирование на критику помогает избежать конфликта и строить позитивные отношения.
- Метод «Да-но». Выявление односторонности доводов оппонента.
- Метод «кусков». Расчленение доводов на верные и ошибочные.
- Метод «бумеранга». Использование оружия оппонента. «Вы тратите слишком много времени на обсуждение этой проблемы». «Это оттого, что вы задаете слишком много интересных вопросов».
- Метод потенцирования. Смещение акцента своего ответа на ту часть высказывания оппонента, которая устраивает.
- Метод «выведения». Семь «да». Сконструировать вопросы так, чтобы положительный ответ оппонента был предопределен.
- Метод видимой поддержки. Сначала соглашаемся, а потом контрудар.
- Ссылка на авторитеты.
- Сжатие нескольких замечаний. «Спасибо, вы были вежливы».
- Психологическая пауза. Откладывание ответа на более благоприятное время.
- Инверсия смысла. Приведение противоположных по смыслу аргументов.
- Гиперболизация. Доведение замечания до абсурда.
- Внешнее согласие с критикой. Да, я знаю что…..
- Открытость высказывания. Меня поражает ваша осведомленность.
- Отсрочка.
- Расширяющая гипотеза.
- Биномное высказывание.
- Психологический экран
- Проявление чувства юмора.
- Позитивное мышление.
- Перехват инициативы.
- Риторический вопрос.
- Проблематизация.
- Схематизация.
- Визуализация.
- Мета-позиция.
Затем в парах попробовать отработать эти приемы. Например, как творчески уйти от оскорбления типа: «Ты дурак».
Процедура 4. Упражнение на креативность.
Инструкция: "Сейчас мы будем бросать друг другу мяч, при этом когда бросаем- называем какой-либо цвет, а когда ловим - объект такого цвета. Будем внимательны: не будем повторять те цвета и объекты, которые уже названы, и дадим возможность каждому из нас участвовать в работе"
Использование в инструкции слова "объект", а не предмет, связано с тем, что оно предоставляет больше возможностей для порождения ассоциаций. Иногда в группе возникает вопрос, что следует понимать под объектом. В этом случае тренер сообщает о возможности сохранить любое понимание, то, которое представляется приемлемым каждому.
Процедура 5. Упражнение на креативность «Монолог от имени предмета»
Цель: развитие воображения, преодоление привычного ракурса восприятия окружающего, "приобретение новых глаз"
Инструкция: Участникам предлагается внимательно посмотреть вокруг и выбрать любой предмет, находящийся в комнате, от имени которого они готовы произнести короткий монолог. Когда все будут готовы произнести, кто-то из участников начинает, и все по очереди произносят свои монологи. Не следует беспокоиться, что от имени одного предмета может прозвучать два или даже три монолога.
Опыт проведения этого упражнения позволяет назвать основные трудности, с которыми могут столкнуться участники группы. Наибольшую сложность представляет сохранение при произнесении монолога принятой позиции. При этом, хотя в данном упражнении не может быть правильных или неправильных монологов, в группе может возникнуть дискуссия по поводу того, насколько корректными являются те или иные высказывания. Например, участник, произносит монолог от имени дверной ручки, говорит: "Мне приятно ощущать тепло человеческих рук" или "Ночью, когда "она" находится без движения, особенно чувствуется холод и скука". Здесь наблюдается выход из принятой позиции. Один из участников высказал идею о том, что, по его мнению, дверная ручка "не знает" что такое человеческая рука, и ощущение тепла и холода он бы описал как ускорение перемещения атомов металла, из которого ручка сделана.
|
|
Принципиальным в этом упражнении является то, что участники приобретают дополнительный опыт отстранения от привычной идентификации с человеком и обнаруживают, что происходит закономерно, многообразие вариантов смещения этой позиции.
Процедура 6. «Искорка»
Все присутствующие берутся за руки. Тренер сжимает руку стоящему рядом. Это «пожатие» передается поочередно и по кругу всем, пока не вернется к тренеру. Можно сказать, что это искорка поддержки нашего круга.