Восточный Чжоу VIII – III века.
1) Взаимоотношения с соседними племенами
- VIII – VII века - начинается противопоставление себя, т.е. хуася, или чжуся, «варварам»
- начало VIII века – столкновения с жунами-полукочевниками (верхнее течение Хуанхе)
- решающие столкновения происходят в правление Ю-вана (781 - 771)
- 770 – перенос столицы на восток, к современному Лояну. Власть вана ослабевает
- VIII век – консолидация кочевых племен ди, их набеги на владения чжухоу к северу от Хуанхэ
- VII век – ди опустошают левый берег среднего течения Хуанхэ. Форсируют реку и нападают на чжухоу неподалеку от столицы
- 636 – чжоуский Сян-ван пытался спровоцировать нападение ди на Чжэн, но ди заняли сторону Чжэн и нанесли Сян-вану поражение
- часть территорий захвачена царством Чу
2) Внутренние противоречия и распри в правящем доме в VII – VI вв. Начинается борьба за гегемонию среди чжухоу.
а) 650 - правитель царства Ци провозглашен гегемоном на съезде чжухоу
б) следующее царство-гегемон – Цзинь. Правитель – Вэнь-гун (636 -628)
|
|
- весной 594 г. разгромлены основные силы ди
- VII – VI вв. – соперничество с Чу. Чу не признает Чжоу. Правитель Чу принимает титул вана. Разбиты войска Цзинь
- 575 – Цзинь добивается реванша у Чу.
в) начало V века – обострение отношений между царствами У и Юэ.
- Цзинь заключает союз с У и направляет к ним военных советников
- 493 – У наносит поражение Юэ и предпринимает ряд походов на север. Одерживает победу над Ци, Лу и Сун
- 482 – гегемония У
г) 472 – гегемония Юэ. Завершение периода Чуньцу.
д) 403 – разделение Цзинь на Чжао, Вэй и Хань. Начало периода Чжаньго («Воюющих царств»)
Чжаньго.
Это эпоха бурных социальных потрясений и коренных изменений во многих областях жизни Древнего Китая.
1) Экономика
- 513 - первые упоминания о железе (летопись «Цзочжуань»), V век – первые археологические находки железных изделий
- Применение тягловых пахотных орудий типа рало с железным наконечником произвело в с/х революцию: расширение площади пахотных земель и повышение урожайности
- Применение ирригационных сооружений для искусственного орошения
- Формы землевладения, основанные на иерархии социальных рангов, постепенно изжили себя. Появляется частная собственность, появление купли-продажи земли.
- Назначается поземельный налог. Царство Лу – 594 г., затем Чу и Чжэн.
- Ремесленное производство и торговля индивидуализируются
2) Идеологическая борьба VI – III вв. Социально-политические и этические вопросы.
- Конфуцианты.
Основатель – Конфуций, или Кун Цю (551 - 479). Учение о «благородном человеке» (цзюнь цзы), обращение к идеализированным порядкам прошлого, утверждает понятия гуманности «жень», верности «чжун», уважения к старшим «сяо», соблюдение норм взаимоотношения между людьми «ли», призывает к сохранению патриархальных порядков как в государстве, так и в семье.
|
|
- Моисты.
Основатель Мо-цзы (Мо Ди рубеж V – IV вв.). Тезис о необходимости «всеобщей любви», выступает против семейно-родственной обособленности членов общества.
- «легисты»
Главное средство умиротворения Поднебесной – закон.
- Даосисты
Основатель – Лао-цзы. Все в мире определяется существованием некого пути «дао», лучший способ не совершать ошибки – «недеяние»
Реформа Шан Яна в царстве Цинь IV века.
Источники сведений – «Исторические записки» и трактат «Книга правителя Шан», принадлежащая якобы самому Шан Яну.
359 – первые упоминания о реформах:
- введение территориального деления населения на «пятки» и «десятки» семей, связанных круговой порукой
- наказание тех, кто имел более двух взрослых сыновей, продолжавших жить под одной крышей с родителями
- поощрение военных заслуг и запрет кровной мести
- поощрение занятий земледелием и ткачеством
- ликвидация привилегий представителей наследственной знати, не имевших военных заслуг
350 – вторая серия реформ
- административное деление на уезды
- разрешение свободной продажи и покупки земли жителям Цинь
- унификация системы мер и весов
- введение рангов, разрешение их покупки
Реформы дали мощный толчок в развитии частной собственности и товарно-денежных отношений. В то же время реформы послужили и стимулом ук развитию рабовладения.