В 50-80-е годы индустриальное лицо края значительно изменилось. В эти годы в области были построены Волжская ГЭС, ряд заводов по производству сборного железобетона, металлургический комбинат. Волжский автомобильный завод в г.Тольятти, завод синтетического спирта в г.Новокуйбышевске, заводы синтетического каучука, минеральных удобрений, цементного машиностроения, координатно-расточных станков, мощные нефте- и газопроводы и многие другие предприятия.
Особое внимание в 50-х годах уделялось строительству Куйбышевской гидроэлектростанции (экологические последствия рассматривались тогда весьма оптимистично). Ставрополь-на-Волге, стоявший в стороне от железных дорог, получил выход на железнодорожные магистрали страны и стал стремительно расти. В конце октября 1955 г. Волга была перекрыта, а в декабре дал ток первый агрегат гидростанции. Станция вошла в состав Единой энергетической системы страны. Энергия из Жигулей стала передаваться в города и села Центральной России, Урала, Куйбышевской, Ульяновской, Саратовской и других областей.
|
|
Сооружения гидроузла общим протяжением по водонапорному фронту около 5,5 км подняли воды Волги и образовали водохранилище площадью свыше 6,5 тыс.кв.км. Это водохранилище длиной 500 км, шириной местами до 40 км располагается в пределах трех автономных республик и двух областей, на территории десятков административных районов.
Но и до сих пор нет однозначной оценки экономического значения строительства каскада гидроэлектростанций на Волге, его влияния на демографические и социальные процессы в регионе, на экологическую обстановку в Поволжье.
Быстрыми темпами развивалась в послевоенные годы нефтяная и газовая промышленность. Только за 1956-1957 гг. геологи открыли 24 новых месторождения нефти и газа. Предприятия нефтехимии оснащались новой техникой, внедрялись передовые методы труда. Были значительно расширены мощности Куйбышевского и Сызранского нефтеперерабатывающих заводов.
К концу 1958 г. область по добыче нефти обогнала Баку и вышла на третье место в СССР, а по ее переработке прочно закрепилась на втором месте.
Если в первые послевоенные годы основное внимание сосредоточивалось на механизации трудоемких работ, то в 50-е годы – прежде всего на комплексной механизации и автоматизации производственных процессов. В 1956-1957 гг. на предприятиях Самары было установлено 16 автоматических, 52 конвейерных и 130 поточных линий. Самарцы впервые в России внедрили вакуумное литье жаропрочных сталей. Это позволило повысить коэффициент использования металла с 17 до 87% и снизить трудоемкость изделий на 20%. В 1957 г. в Самаре было освоено 133 новых типа подшипников и 83 новых вида изделий. В этом же году впервые на наших заводах начали применять механизмы программного управления. Пионером выступил авиационный завод.
|
|
В 50-60-е годы самарские строительные организации занимали одно из первых мест в стране по внедрению железобетонных изделий. Машиностроение и металлообработка стали занимать 42% объема промышленного производства области. Осваивалось производство все новых типов подшипников, резьботокарных и винторезных высокоточных станков, скоростных токарных полуавтоматов автотракторного оборудования и т.д. В 1958 г. в Самаре было выпущено 39,2% подшипников, произведенных в РСФСР.
В конце 50-х годов самарцы поставляли свою продукцию в 31 страну мира. По темпам роста промышленного производства область занимала первое место в РСФСР.
В 60-е годы производительность труда на предприятиях области возросла на 40,5%. Ряд предприятий – моторостроительный имени Фрунзе, 4 ГПЗ, аэродромного оборудования наращивали производства даже при сокращении количества обслуживающего персонала. Объем валовой продукции машиностроения и металлообработки увеличился в 1,9 раза.
Новаторы нефтяной промышленности разработали новый метод разработки месторождений – блоковую систему, которая позволила с момента ее внедрения дополнительно добыть 68 млн. т. нефти. За это изобретение группе работников объединения Куйбышевнефть и института Гипровостокнефть в 1966 г. присуждена Государственная премия. В 1970 г. Государственной премии удостоена группа буровиков и ученых за разработку и внедрение комплексно автоматизированных буровых установок, которые позволили повысить производительность труда и полностью механизировать тяжелый труд.
Лауреатами стали научные работники института Гйпровостокнефть К.Б.Аширов, А.И.Губанов, В.И.Колганов, М.Т.Осипов, Б.Ф. Сидоров, М.Л.Сургучев, а также производственники объединения И.Л.Ханин, И.В.Иванов, В.И.Муравленко, Д.А.Такоев.
В середине 70-х годов широко были известны замечательные труженики и рационализаторы Герои Социалистического Труда мастер завода имени Масленникова Анна Ивановна Терехова, фрезеровщик завода имени Фрунзе Иван Павлович Кудинов, токарь завода "Экран" кавалер многих боевых наград Иван Егорович Глотов. Бригадиру комплексной бригады каменщиков треста № 11 Герою Социалистического Труда Петру Прокофьевичу Мачневу за достигнутые успехи в строительстве в 1978 г. была присуждена Государственная премия.
В 60-70-х годах втрое увеличилась производительность труда на основных промышленных предприятиях области. Отчисления от прибыли, вносимые промышленностью в бюджет, превысили размер ассигнований на него более чем вдвое. Происходили значительные качественные преобразования в основных фондах промышленности. На вооружение самарских заводов поступило большое количество автоматических, агрегатных, специальных станков и станков с программным управлением.
В 1966-1972 гг. ускоренными темпами велось строительство Волжского автомобильного завода. Был обеспечен ввод полной проектной мощности по выпуску 660 тыс. автомобилей в год, а затем их выпуск был доведен до 740 тыс. в год. Отличительной особенностью строительства Волжского автомобильною завода являлось его комплексное сооружение, когда наряду с возведением новых производственных мощностей решалась задача по строительству новой части г.Тольятти (так стал называться г.Ставрополь), промышленно-коммунальной зоны, различных производственных баз. Для 60-70-х годов это была подлинная революция в отечественном автомобилестроении.
Крупными промышленными узлами стали города Сызрань и Чапаевск, а затем и новые города – Новокуйбышевск, Жигулевск, Отрадный, Нефтегорск.
|
|
К концу 70-х годов самарцы поставляли продукцию машиностроения во все экономические районы страны и в 70 зарубежных стран.
Самарские металлурги впервые в стране освоили производство легкосплавных труб для бурения глубинных скважин, было организовано производство труб для орошения полей и широкозахватных дождевальных установок "Волжанка". Была спроектирована новая технологическая линия для выпуска алюминиевой ленты, покрытой пищевым лаком, для производства из нее консервных банок взамен луженой жести. Металлурги внедрили в производство еще одно важное новшество – технологию непрерывной разливки металла в электромагнитном поле и сконструировали установку для ее осуществления. Новизна технологии и установки была подтверждена авторскими свидетельствами. Было получено свыше 100 патентов из США, ФРГ, Англии и других стран. Продано несколько лицензий.
Интенсивное внедрение новой техники и технологии продолжалось и в 80-е годы.
Развивалась инфраструктура области. На рубеже 70-80-х годов здесь было построено 1335 км автомобильных дорог с твердым покрытием, развивался трубопроводный транспорт. По Приволжскому управлению гражданской авиации продолжалось увеличение воздушных линий союзного значения и местных воздушных линий.
Были приняты специальные решения правительства по комплексному развитию Самары и сооружению метрополитена.
Быстрыми темпами развивалась оборонная, авиационная и аэрокосмическая промышленность.
Самара становится сосредоточением крупнейших авиационных, электротехнических, электронных, аэрокосмических предприятий и фирм, заводов промышленного машиностроения, комбинатов нефтехимического и полимерно-синтезного профиля.
Самара превратилась в военно-промышленный мегаполис и "закрытый город".
К началу 90-х годов в области сложилось несколько крупных промышленных узлов. В Самарском промышленном узле были сосредоточены ракетно-авиационные, химическое производства, машиностроение и станкостроение, приборостроение и связь, металлургия, строительное и деревообрабатывающее производство, пищевая и легкая промышленность. Тольяттинский промышленный узел известен прежде всего как центр автомобилестроения и химической индустрии, Сызранский промышленный узел представлен в основном предприятиями машиностроения, химической и пищевой промышленности. Особое место в области занимает нефтехимия, которая получила бурное развитие, правда, на базе старой технологии 50-60-х годов в Новокуйбышевске, Отрадном и Сызрани. С начала века в основном на оборону работают предприятия Чапаевска (Иващенково).
|
|
Наиболее зримо научно-технические достижения были видны в работе мощного аэрокосмического комплекса (заводы "Прогресс" и авиационный. Куйбышевский авиационный институт, Центральное конструкторское бюро), где проектировались и выпускались самолеты Ту-134, Ту-154, ракеты-носители "Протон", "Энергия", ракетно-космические комплексы "Союз-Прогресс" и т.д.
Самарская (тогда Куйбышевская) область была крупным транспортным центром СССР. Основные железнодорожные магистрали, построенные еще в конце XIX-начале XX в. соединяли через Куйбышев Европейскую часть страны с Сибирью и Средней Азией. Это создавало базу для активного грузового движения через территорию страны и укрепляло торгово-экономические связи области со всеми районами страны. В годы советской власти были проложены крупные автомагистрали. Трубопроводы, проходившие через область, использовались для транспортировки нефти и газа в западные районы страны и Восточную Европу. Куйбышев являлся крупной водной пристанью на Волге. Разветвленная транспортная система усиливала важное место области в народнохозяйственном комплексе.
Но постепенно в экономике нарастали кризисные явления. Ухудшилось положение дел в капитальном строительстве. Замедлялись темпы экономического роста. Многие предприятия становились все менее восприимчивыми к внедрению новшеств. Планы ускорения социально-экономического развития и структурной перестройки, выдвинутые М.С.Горбачевым и его окружением во второй половине 80-х годов, не могли быть реализованы. На рубеже 80-90-х годов началось абсолютное снижение объемов производства. Ряд предприятий не выполняли договорные обязательства. Снижалось производство и потребление продуктов питания. Как и на территории всей страны, остро встал вопрос радикальных экономических реформ.