Биографическая справка. Карен Хорни, урожденная Даниельсон родилась 15 сентября 1885 года неподалеку от Гамбурга в Германии

Карен Хорни, урожденная Даниельсон родилась 15 сентября 1885 года неподалеку от Гамбурга в Германии. Хорни мечтала стать врачом и в 1906 году она поступила в университет Фрайбурга, в 1909 году она вышла замуж за Оскара Хорни и перебралась в Берлин. В 1915 году она получила медицинскую степень в Берлинском университете. Следующие пять лет, она изучала психоанализ в Берлинском психоаналитическом институте. Хорни проходила курс психоанализа у Карла Абрахама. В 1915 году Хорни получила диплом психиатра и стала выступать с лекциями, защищая теорию Фрейда от ее критиков, среди которых были Юнг и Адлер. Хорни является основоположницей женской психологии. В 1932 году Хорни стала помощницей директора нового Института психоанализа в Чикаго. В 1934 году она переехала в Нью-Йорк, где читала лекции в Нью-йоркском психоаналитическом институте. В 1941 году ее сняли с должности преподавателя. Вскоре после этого она основала Американский институт психоанализа, деканом которого была до своей смерти в 1952 году.

Карен Хорни подобно традиционным фрейдистским психоаналитикам была убеждена, что бессознательное – это основная детерминанта личности (в этом смысле она была более ортодоксальна, чем Альфред Адлер). Но Хорни не соглашалась с положением Фрейда о том, что бессознательное состоит из конфликтов, связанных с выражением либидо. Согласно Хорни, наиболее важные конфликты основываются на нерешенных межличностных проблемах, а не на либидозных фиксациях. Хорни соглашалась с Фрейдом в том, что фундаментальные конфликты берут начало в раннем детстве и что их причинами являются особенности взаимодействия родителей и детей. Вместе с тем, Хорни не разделяла точку зрения Фрейда о существовании универсальных стадий психосексуального развития. В ее теории решающим фактором в развитии личности выступают социальные отношения между ребенком и родителем, на личностные различия между мужчинами и женщинами также больше влияют социальные факторы, а не анатомия.

Таким образом, в основе социокультурной теории личности Хорни лежат следующие положения: 1. Хорни полагала, что социокультурные условия оказывают основное влияние на развитие и функционирование личности; 2. Хорни отвергала высказывания Фрейда о психологии женщины, в частности его утверждение о том, что женщинами движет «зависть к пенису»; 3. клинические наблюдения над пациентами Хорни выявили существенные различия в их личностной динамике, что позволило ей сделать вывод о том, что в основе нарушений функционирования личности лежат уникальные стили межличностных отношений.

Развитие личности.

У детей существуют две потребности: потребность в удовлетворении и потребность в безопасности. Удовлетворение связанно с основным и биологическим (еде, сне и др.). Хорни предавала большое значение удовлетворению потребностей в обеспечении физического выживания, но она не считала, что эти потребности играют ведущую роль в формировании личности. Главной в развитии личности ребенка является потребность в безопасности, которая предполагает наличие у ребенка стремления ребенка быть любимым, желанным и защищенным от опасностей внешнего утра. Ребенок находится в полной зависимости от родителей не только в смысле физического выживания, но и в смысле психологической безопасности. Если ребенок чувствует, что родители его любят, принимают, защищают, то удовлетворяется его потребность в безопасности. Это создает предпосылки для формирования здоровой личности.

_________

Переживание

отвержения ребенка

Враждебность

(но они же накажут)

РОДИТЕЛИРЕБЕНОК Отчаяние

(не сбежать ли мне?)

 
 
Переживание базальной тревоги


Зависимость

(но они же оттолкнут)

Ребенок, испытывающий потребность в любви, хочет направиться к родителям, но боится, что его оттолкнут.

Ребенок также испытывает враждебность и хочет отомстить, сориентировавшись против родителей, но боится наказания.

Ребенок может все бросить и отдалиться от родителей.

Рис. 2. Модель невротического конфликта по Хорни

Если же родители не проявляют искренней любви и теплоты в отношении ребенка, то он чувствует себя беспомощным, покинутым, заброшенным во враждебный мир, что способствует формированию чувства базальной тревожности. Пренебрежение и отвержение со стороны родителей вызывает у ребенка состояние, которое Хорни назвала базальной враждебностью. Однако ребенок не способен выразить эту враждебность, поскольку это приведет к наказанию и лишению любви. Эта вытесненная враждебность повышает тревогу. В результате развивается конфликт между противоположными установками по отношению к родителям.С одной стороны, ребенок нуждается в родителях и хочет к ним приблизиться, с другой стороны, ненавидит их и хочет наказать. Этот базальный конфликт выступает причиной невроза. Это конфликт межличностный, в противоположность либидозному конфликту Фрейда между сексуальными желаниями и ограничениями общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: