Друзья и гостеприимцы афинского аристократа по Плутарху»

В случае, если студент захочет выбрать эту тему для курсовой работы, ее можно расширить, добавив новый раздел основной части: «Родня афинского аристократа». Тогда эта тема будет называться «Персональные связи афинского аристократа по Плутарху». Частичное пересечение ее с темой «Афинская аристократия V в. до н.э. по Плутарху», как показывает практика, не представляет ничего страшного, если оба доклада по этим темам авторы будут сдавать преподавателю одновременно.

Наиболее типичная ошибка — изложение материала в описательном ключе, перечисление отдельных свидетельств источника по каждому вопросу без какого-либо анализа и обобщения. Иногда слабые студенты просто пересказывают по порядку биографию каждого из шести героев Плутарха, опираясь не столько на источник, сколько на литературу. Нередко студенты путают объективные качества аристократов с субъективными, доказывая, что знатные политики занимали ведущие позиции в политической жизни, поскольку превосходили своими административными и военными талантами всех остальных. Однако современные историки в отличие от древнегреческих вовсе не считают, что уже в силу происхождения аристократы своими способностями превосходят всех остальных людей. Кроме того, неразумно по Фемистоклу или Периклу судить обо всех остальных аристократах, занимавших высшие государственные посты в Афинах V в. дон.э. Другая распространенная ошибка связана с упрощенным представлением об афинском обществе V в. до н.э., основанным на противопоставлении богатых образованных честолюбивых аристократов бедным полуграмотным рядовым гражданам, озабоченным в первую очередь добыванием хлеба насущного. В Афинах того времени было немало зажиточных и даже богатых незнатных граждан, принимавших все более активное участие в политической жизни. Именно выходцы из этих слоев в IV в. до н.э. почти полностью вытесняют аристократов из политики. Поэтому утверждать, что уже в силу своего богатства и образования аристократы превосходили остальных граждан, вряд ли возможно. Докладчику необходимо подумать, все ли герои шести биографий были аристократами. Можно ли на основании какой-либо из них составить представление о незнатном политике, сравнить его деятельность и его образ жизни с деятельности» и образом жизни политиков-аристократов?

В ходе работы над этими темами докладчику следует ориентироваться на решение конкретных проблем, на сопоставление и критический анализ нередко противоречащих друг другу данных Плутарха. Чтобы избежать описательного подхода, докладчику в числе прочих стоит обратить внимание на следующие вопросы: почему Плутарха друзья его героев интересовали больше, чем их богатство? Что именно, по мнению Плутарха, было необходимо иметь афинскому политику, чтобы сделать успешную карьеру? Происходил ли Аристид из знатного или незнатного рода? Был ли он настолько беден, как утверждает Плутарх? Кто из героев Плутарха имел свою гетерию? Каково было отношение основной массы афинян к гетериям? Какую роль отношения гостеприимства играли в политике? Какова роль богатства политика в его политической деятельности? Что входит в понятие «аристократический образ жизни» для афинянина V в. до н.э.?

В качестве полезного приложения к докладу автор может подготовить, опираясь на источник и справочную литературу, схему родственных связей упоминаемых Плутархом аристократов.

Темы по афинской аристократии V в. занимают среднее место по сложности и трудоемкости и вместе с тем, как показывает практика, предоставляют сильным студентам хорошие возможности для самостоятельной творческой работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: