Рептилии Челябинской области

Семейство 1. Веретенициевые (Anguidae)

В семействе около 60 видов.

Ломкая веретеница (Anguis fragilis). Ног нет. По бокам туловища

нет продольной кожной складки. Чешуя закруглённая.

Семейство 2. Настоящие ящерицы (Lacertidae)

Ноги есть. Чешуя расположена не черепицеобразно. Спинные и брюшные чешуи заметно отличаются по форме, спинные более мелкие и неправильные. Брюшные расположены правильными рядами.

Прыткая ящерица (L. Agilis). Веки не сращены, подвижные ноздри не возвышаются над уровнем окружающих щитков. Бороздок на лобном щитке нет. Вокруг средины тела 33-34 ряда чешуй. Брюшные щитки расположены в 6 продольных рядов. На нижней стороне 4 пальца задней конечности и 16-23 пластинки. Задненосовых щитков 2-3. Заселяет сухие биотопы: леса, сады, степи.

Живородящая ящерица (Lacerta vivipara). Задненосовой щиток один. Вокруг средины тела 25-38 рядов. Брюшные щитки расположены в 6-8 продольных рядов. На нижней стороне 4 пальца задней конечности и 14-20 пластинок. Заселяет более влажные биотопы: сырые леса и кустарники, болота.

Подотряд Змеи (Ophidia, serpents)

Ног нет. Глаза не имеют подвижных век.

Семейство 3. Ужеобразные (Colubridae)

Между глазом и ноздрей ямки нет. Верхняя поверхность головы покрыта относительно крупными, симметрично расположенными щитками.

Обыкновенный уж(Natrix natrix). На голове два желтых пятна, переход головы и шеи плавный. Брюшных щитков не менее 153. Заглатывают живую добычу.

Медянка обыкновенная (Colonella austriaca). Чешуя гладкая без рёбрышек до 50 см. Светло-бурая с металлическим отливом. Не ядовита. Яйцеживородящая. Обитает в лесах, реже в степях.

Семейство 4. Гадюковые (Reperidae)

Верхняя поверхность головы покрыта мелкими, неправильно расположенными чешуйками. Голова клиновидная, по спине зигзагообразная полоса.

Обыкновенная гадюка (Vipera berus). Носовое отверстие прорезано в середине носового щитка. Верхнебоковой край морды тупой. Жертву сначала убивает ядом. Обитает в различного типа лесах и на болотах. Яйцеживородящая.

Верхний боковой край морды приострён. Обитает в степях, реже в сухих редких лесах.

Таким образом, на территории Челябинской области обитает 7 видов рептилий, которые относятся к 2 отрядам и 4 семействам.

Контрольные вопросы:

1. Опишите строение покровов пресмыкающихся.

2. Как организована пищеварительная система пресмыкающихся?

3. Какие особенности строения крокодилов позволяют им обитать и добывать пищу в воде?

Занятие 17

Тема: Морфология и систематика птиц

Класс птицы (aves)

Генетически птицы близки к рептилиям и должны рассматриваться как прогрессивная ветвь последних. Птицы представляют специализированную ветвь высших позвоночных, приспособивших к полёту. Тело птиц покрыто перьями – черта, характерная только для представителей данного класса. Часть костей плюсны и предплюсны срослись и образовали единую кость – цевку.

Родство птиц с пресмыкающимися:

1) тонкая сухая кожа бедная железами,

2) сильное развитие роговых образований (перьев),

3) один затылочный мыщелок,

4) интертарзальный сустав,

5) наличие клоаки и т.д.

Прогрессивные черты птиц включают:

1) более высокий уровень развития нервной системы, совершенство органов чувств, особенно зрения и слуха,

2) высокая и постоянная температура тела за счет перьевого покрова и более совершенной терморегуляцией (гомойотермные, а пресмыкающиеся пойкилотермные),

3) сердце четырёхкамерное с одной правой дугой аорты,

4) лёгкие губчатые и соединены с системой воздушных мешков,

5) способность передвигаться в пространстве по воздуху с помощью крыльев и не утратили способность передвигаться по твёрдому субстрату или лазать,

6) более совершенное размножение (гнездование, высиживание яиц, выкармливание и охрана птенцов, которое обеспечивает повышенное выживание потомства).

В результате птицы расселились по всему земному шару и достигли высокой численности.

Черты птиц, связанные с полётом:

1) превращение передних конечностей в крылья, редукция пальцев, образование пряжки и интеркарпального сустава,

2) перьевой покров, создающий несущую поверхность крыльев и придающий телу обтекаемую форму,

3) уменьшение плотности тела за счёт пневматичности костей и замены тяжёлых челюстей лёгким роговым беззубым клювом,

4) киль грудины как место прикрепления сильно развитых грудных мышц, двигающих крыло,

5) воздушные мешки, выполняющие многообразные функции, особенно важные для дыхания при полёте,

6) особенности скелета: срастание костей, редукция хвостового отдела, развитие пигостиля (копчиковой кости – служит опорой рулевых перьев хвоста) и др.,

7) плотная фиксация лёгких в полости тела,

8) отсутствие мочевого пузыря,

9) ассиметричность половой системы самки: почти у всех птиц нет правого яичника и правого яйцевода.

Класс птиц характеризуется большим разнообразием и обилием видов. Ныне живущих птиц на Земле более 9 тысяч видов, в России встречается более 730 видов птиц, на Урале 370, в Челябинской области – 225.

Надотряд типичные птицы (neognathae) или новонёбные

В основном это летающие птицы, грудина которых имеет развитый киль, а контурные перья – сомкнутые опахала. Есть аптерии (рис. 34). Кости пневматические. Только немногие виды вторично утратили киль, аптерии и пневматичность костей. Плечевой пояс нормального для птиц строения.

Отряд голубеобразные (columbiformes)

Небольшие птицы, обитающие в основном на деревьях, в скалах. Прекрасно летают. Пища в основном растительная (семена, плоды), редко животная (беспозвоночные). Птенцовые. Оба родителя выкармливают потомство выделениями зоба – «молочком». Многочисленные породы домашних голубей происходят, как это показал Ч.Дарвин в «Происхождении видов» и других трудах от сизого голубя, распространённого и в настоящее время в южных частях Европы и Азии и в Северной Америке.

Рис. 34. Птерилии и аптерии голубя с брюшной (А) и спинной (Б) стороны:

Точками обозначены птерилии: 1 – спинная, 2 – плечевая, 3 – бедренная, 4 – грудная, 5 – шейная, 6 – головная, 7 – ножная, 8 – крыловая.

Представитель сизый голубь (сolumbialivia)

Голуби – дневные птицы, плотного телосложения, с коротким клювом, имеющим восковицу. Ноздри прикрыты кожистыми крышечками. Крылья у современных голубей хорошо развиты, полёт быстрый. Копчиковая железа развита слабо или отсутствует. Распространены по всей земле, кроме полярных стран.

Задания:

1. Изучить и записать в рабочую тетрадь систематику птиц.

2. Изучить наружные покровы птиц.

3. Рассмотреть: роговой клюв, роговые щитки на цевке и пальцах, перья различных типов: контурные, пуховые, нитевидные, щетинки, пух, строение контурного пера под микроскопом, группы контурных перьев (маховые, рулевые и др.).

4. Зарисовать: типы перьев, схему строения опахала, схему скелета крыла и расположение маховых перьев.

5. Изучить внешнее и внутреннее строение птиц.

6. Рассмотреть: внешнее строение – расчленённость тела на голову, шею, туловище и хвост, передние и задние конечности, глаза, клюв, наружные ноздри, восковицу, слуховые отверстия, наружный слуховой проход, тонкую сухую кожу, густой перьевой покров, птерилии и аптерии, киль (прощупайте), копчиковую железу, отверстие клоаки. Внутренне строениепищеварительную систему: ротовую полость, глотку, пищевод, зоб, железистый желудок, мускульный желудок, двенадцатипёрстную, тонкую, толстую кишку, слепые отростки, печень, желчный пузырь, поджелудочную железу. Органы дыхания: гортанную щель, верхнюю и нижнюю гортань, трахею, бронхи, лёгкие, воздушные мешки. Кровеносную систему: четырёхкамерное сердце (два предсердия и два желудочка), правую дугу аорты. По препарату и рисунку проследите циркуляцию крови. Органы выделения: тазовые почки, мочеточники. Органы размножения: семенники, придатки семенника, семяпроводы, семенные пузырьки, яичник (левый), яйцевод (левый). Центральную нервную систему: головной мозг (большие полушария переднего мозга, промежуточный мозг, зрительные доли среднего мозга, промежуточный мозг, зрительные доли среднего мозга, мозжечок, продолговатый мозг), эпифиз, гипофиз, головные нервы (12 пар), спинной мозг.

7. Зарисовать: головной мозг, схему кровеносной системы, вскрытого голубя.

8. Изучить особенности скелета птицы.

9. Рассмотреть скелет птицы: череп – мозговой, висцеральный, позвоночник, пояса конечностей, парные конечности.

10. Зарисовать: схему строения яйца птицы.

11. Выполнить в рабочих тетрадях задание 2, 3.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: