Основные черты мифических моделей мира

- М. м. не относится к числу понятий эмпирического уровня

- Системность и операционный характер М. м. даютвозможность на синхронном уровнерешить проблему тождества(различение инвариантных и вариантныхотношений), а на диахроническомуровне установить зависимости междуэлементами системы и ихпотенциями исторического развития (связь«логического» и «исторического»).

- Само понятие «мир», модель которого описывается, целесообразно понимать как человека и среду в их взаимодействии;

-Для мифопоэтической М. м. существен вариант взаимодействия с природой, в котором природа представлена не как результат переработки первичных данных органическими рецепторами (органами чувств), а как результат вторичной перекодировки первичных данных с помощью знаковых систем.

- М. м. реализуется в различных семиотических воплощениях, ни одно из которых для мифопоэтического сознания не является полностью независимым, поскольку все они скоординированы между собой и образуют единую универсальную систему, которой они и подчинены.

-Миф как и мифологизированное «историческое предание, совмещает в себе два аспекта- диахронический( рассказ о прошлом)и синхронический (средство объяснения настоящего, а иногда и будущего). Эта неразрывная двуединая связь диахронии и синхронии-неотъемлемая черта мифологической м м.

- Мифопоэтическая М. м. часто предполагает тождество (или, по крайней мере, особую связанность, зависи- мость) макрокосма и микрокосма,

- Мифопоэтическая М. м. всегда ориентирована на предельную космологизированность сущего: всё причастно космосу, связано с ним, выводимо из него и проверяется и подтверждается через соотнесение с космосом.

- м м в соответствующих традициях предполагает прежде всего выявление и описание основных параметров вселенной — пространственно- временных, причинных

- Для мифопоэтической М. м. характерна т. н. логика бриколажа

- М. м. может характеризоваться в соответствии с тем, какими символами передаются эти универсальные знаковые комплексы.

Мифическое пространство и его отличие от научных представлений.

Миф. пространство отличается от научных представлений и понятий. Мифы вариативны, в них много нескладец.

Наука дает нам более основанное и логизированное представления. В науке абсалютно обоснованным не являет собой вечную истину. Научное пространство не является единым и не изменным. Отличие миф.простр. от научного - не в описательной стороне, а в позиции. Научное знание опирается на опыт, анализ и логические выводы. Гл. принцип науки - поиск причин и следствий. Миф. сознание устроено по-другому: ищет иерархию сил.

Сакральность центра-как она проявляется в мифах и как в реальной организации культурного пространства?

Сакральность центра
Пространство и время - центр периферии. Центр меняется в зависимости от наблюдателя. Антропоморфизация - для древнего чел. это является основанием характеристик пространства.
Гора - воспринимается как центр мира.
Пуп земли - центр земли, Дельфы (омфал - полированный камень)
Омфал как пуп земли, как камень, кот. спас Зевса. Символика структуры Центра чаще всего выражается следующим образом:
- Священная Гора — место, где встречается Небо и земля – находится в центре Мира;
- каждый храм или дворец или город являются «священной горой», и таким образом также становятся Центром, соединяя три пространства
- человек также уподобляется храму, о причастен к творению и его центру.

В человеческом жилье важнейший центр – очаг(огонь сакрален). Сакральной стала печка. Печка украшалась рисунками. Стол жертвенный – тоже сакральное место, алтарь. Вокруг алтаря возникает храм. Древние города – вокруг храма.

Вертикальная и горизонтальная структуры

в ряде космологических систем говорится о трех пространствах: нижний, средний и верхний мир; в некоторых системах их бывает гораздо больше: девять, тридцать три, девяносто девять, в зависимости от того, на сколько частей членится каждая из космических зон.
Эта вертикальная ось пространства наиболее четко высвечивает иерархическую структуру объектов — покойники, души предков, демоны, злые божества, включая самого повелителя нижнего мира, хтонические животные — внизу; люди, животные — посередине; птицы, светила, ангелы, высшие божества, включая главного бога — вверху.
Вертикальная структура всегда была связана со сферой мифологического, и, прежде всего, космогонического, а горизонтальная, как правило, соотносилась с ритуалом и его участниками. Люди всегда боялись незнакомого. Поэтому сакрализуется граница. Первобытные люди хоронили на границе. Объект ритуала, жертва (человек, животное) всегда находился в центре. Вся последовательность элементов по горизонтали воспринималась как сцена ритуала, основная цель которого состояла в том, чтобы обеспечить благополучие, плодородие, а также поддержание и развитие определенного уровня жизни и культуры сообщества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: