Ч А С Т Ь П Е Р В А Я

Подборка сценариев, объединённых сквозным сюжетным ходом, сквозным действием со сквозными героями и общим названием. Это своеобразный цикл сценариев, которые входят и подчиняются в единый сюжет, но имеют свою самостоятельность внутри этого сюжетного стержня.

Общее название «Праздник искусств» не обязательно – его можно заменить другим, более подходящим по смыслу, на взгляд постановщиков и организаторов.

ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ВАРИАНТЫ НАЗВАНИЙ:

«МИФОЛОГИЯ ПО-…»

(«Мифология по-неклиновски…»).

«Творческий переполох».

«У нас, как в Греции – всё есть!».

«Праздник творчества».

«Творческий конкурс».

«Наш фестиваль искусств».

«Фестиваль творчества».

«Наш фестиваль талантов».

«Неделя творчества «.

Эту подборку можно использовать для постановки в летнем оздоровительном лагере (или зимнем), в качестве творческого отчёта разных классов школы или разных школ района, округа, клубов по месту жительства, творческих центров и других коллективов. Наиболее близок сюжет данной подборки для сельских школ и творческих клубов. Для такого показа могут понадобиться от одного до нескольких дней просмотра или занять творческим показом всю неделю. Это будет зависеть от планов организаторов и творческих возможностей коллективов.

Сюжетный сквозной ход, объединяющий представленные здесь сценарии и другие творческие материалы, достаточно гибок. Поэтому из подборки можно брать не все сценарии, а лишь, те, которые подходят. И наоборот - в эту структуру, в этот логический и сюжетный ход постановщики могут включать свои номера, сценки, эпизоды сценарии. Для этого необходимо будет лишь придумать несколько текстовых связок в данных сюжетных рамках и, оставаясь в данном замысле, вложить эти связки в уста сквозных героев. Это всё не будет представлять большой сложности для сценаристов-постановщиков любого школьного и внешкольного творческого коллектива.

ПРИМЕЧАНИЕ. Материалы и сценарии, входящие в общий сквозной сюжет, можно все убрать и тогда останется пьеса для драматического коллектива подростков и юношества, которая имеет свой самостоятельный логический ход, героев, развитие сюжета и т.д. Её можно назвать «Мифология-по…(и добавить в каждой местности своё название, название своего села, районного центра, округа, города, например, «Мифология по-неклиновски…» и т.п.)

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

1. ТАТЬЯНА ИВАНОВНА – директор сельской школы – женщина средних лет, усталая, деловито-озабоченная, строгая.

2. ТЁТЯ ШУРА – уборщица школы - пожилая женщина, малообразованная, но умная, активная, с юмором.

3. СВЕТОЧКА – секретарь директора школы – молоденькая девушка, вчерашняя выпускница, непоседа и школьная активистка.

4. КАТЯ ИВАНОВА – школьная певица и актриса, талантливая девушка из старших классов.

5. АНТОН ФЁДОРОВ – очень творческая личность из 11-го класса. Он и поэт-драматург, и полиглот. Влюблён в Катю. Часто задумывается, рассеян.

6. ЛЮБА ФОКИНА – старшеклассница, ходит в хореографический кружок. Очень неравнодушна к Антону и ревностно придирчива к Кате.

7. САША ЗВЕЗДИН – друг Антона, старшеклассник, без которого школа, как без рук: он и оформитель, и осветитель, и звукорежиссёр, и компьютерщик и многое другое умеет делать только Саша. Он весёлый и незлобивый.

8. РЕБЯТА ИЗ МЛАДШИХ, СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССОВ - участники других номеров и сценариев, которые войдут в общий ход, если этого захотят постановщики.

ПРИМЕЧАНИЕ. Сценарии и другие материалы, которые будут предложены в виде подборки к общему сюжету, прилагаются отдельно после главного сценария «Мифология по-Неклиновски», который состоит из двух частей.

Ч А С Т Ь П Е Р В А Я.

СЦЕНА ПЕРВАЯ.

Сельская средняя школа. Приёмная директора. Директор школы – Татьяна Ивановна пока находится на уроке и в кабинете её нет. Секретарь директора, Светочка, воспользовавшись этим, где-то заговорилась и тоже не находится на своём рабочем месте у телефона. Пожилая уборщица тётя Шура моет пол, вытирает пыль и ворчит – она не довольна нерадивой Светочкой. Настойчиво звонит телефон в приёмной директора.

ТЁТЯ ШУРА. (Сама с собой) Не буду брать т рубку! Мне за это деньги не плотют. Посадили на такую чистую, важную работу вертихвостку! Какой из вчерашней школьницы секретарь? (Телефон продолжает звенеть) В институт провалилась – вошли в её положение, взяли, возля телефона посадили – это ж не мешки таскать – трубку поднять и до уха донести! Пожалте, сиди и учи уроки сызнова! Дык нет! Как директор отойдёт, так она – шасть! Вот где болтается сейчас? (Телефон смолкает, но снова настойчиво трезвонит) Не буду отвечать! И не звони! (Вытирает пыль с телефона и разговаривает с ним) Вот придёт лодырюга – и пусть сама с тобой разговаривает. (Телефон продолжает звенеть – у тёти Шуры сдают нервы) Ох! Лопается моё терпение! Из-за этой козы глупой кабы у директора-то неприятности не получились… Вдруг, по важному делу звонют?... И впрямь, звонок какой-то прерывистый… Кажись, межгород…(Снова подходит к телефону, продолжая ворчать, собирается поднять трубку) Ну, коза! Попадись мне! (Грозит пальцем в сторону кулис, откуда потом вбежит Светочка).

ТЕТЯ ШУРА (продолжает уже по телефону). Алё! Алё! Как, что? – Школа! Как, какая? – Наша! Ну да, Неклиновская! Какая же ещё! Кого? Как? Гречку? Ах, Грецию! И когда? В понедельник сообщить, кого шлём? Как? Мужа? Какого нашего мужа? Ах, муза! Музыку что ли? Не только? А кого? Наши музы…(Пытается записать слово «музы») Ну, записала.: «му-зы». Токо у нас таких нет – всё больше Таньки, Люськи, Светки, Лариски… Образно? Нарядиться им что ль в кого? А? Кто говорит? –Ну, тёть Шура говорит и что? Какой-то разговор у нас несерьёзный! Ты сам-то кто будешь? Из Центру? А! Центр творчества, говоришь? Областной! У-у-у! Ну, пишу-пишу…(Повторяет и записывает) Греция…праздник искусств… выбрать лучшего…сообщить в понедельник. Стой, милок, а про Музов-то ты что говорил? А? Алё! Алё! Ну, вот, положил трубку…Занятой, видать, человек! И то- Греция! Шутка ли! Где же эта шельма? Тут, вишь, Музов собирать надо! (Хочет идти искать Светочку, складывает свой рабочий инвентарь, беспокойно двигается, и в это время вбегает Света). Ах! Вот она! Заявилась, наконец! Ну, ты дождёшься! (Свете)

СВЕТА. (Тёте Шуре) Ну, прямо на минуточку, тёть Шур, отойти нельзя совсем!

ТЁТЯ ШУРА. За твою минуточку хороши-то люди стоко делов переделывают! Тебя для чего возля аппарату посадили? А? Вот важный разговор пропустила! На вот, читай! (Подаёт Свете свои записи).

СВЕТА. Что это? (Пытается прочитать)

ТЁТЯ ШУРА. То это! Читай-читай!

СВЕТА (Читает вслух) «Выбрать лучшего. В понедельник сообщить. Греция. Праздник искусств…» А кого посылать-то? Старших, младших? Сколько? Весь класс или отдельных учеников? Тёть Шур, что ещё сказали-то?

ТЁТЯ ШУРА. (Ворчит) Меньше бегать надо было! Что сказали то и передаю! Музов вот токо каких-то ещё просили… А я сказала, что у нас таких нет, мол Таньки, Люськи есть, а Музов никаких нет.

СВЕТА (Улыбается) Ой, тёть Шур, а они что?

ТЁТЯ ШУРА. Ничего! Тоже вот посмеялись, как ты, коза! Только от тебя-то я насмешки терпеть не буду! Директору сейчас всё доложу, чтоб знала, как бегать со своего рабочего места! Насмехаться-то вы все мастера, а работать не хотите! (слышен звонок с урока) О, урок кончился. Вон и Татьяна Ивановна идёт. (Свете) Щас ты у меня посмеёшься, голубушка!

ТАТЬЯНА ИВАНОВНА. (Устало подходит к столу) Ох, какой же всё-таки день нелёгкий – пятница! Конец недели, конец четверти, конец года… и силы, как будто заканчиваются, а впереди ещё столько всего! Ну, что тут? Новости есть? Кто звонил? А, тёть Шур?

ТЁТЯ ШУРА (После паузы, во время которой Света боязливо опустила голову и ждёт, что её сейчас выдадут и её предстоит выговор). А я что? Я тут на минуточку токо – пыль протёрла и пошла дальше… Тут вон, чай, специальный человек сидит. Она пусть и докладывает…(Забирает свои тряпки, ведро, швабру и уходит).

СВЕТА (повеселев) Ой, Татьяна Ивановна, тут такое дело!

ТАТЬЯНА ИВАНОВНА. (Тревожно) Что случилось?

СВЕТА. Да вы не волнуйтесь! Тут из области был звонок.

ТАТЬЯНА ИВАНОВНА. Так. И что? Да говори ты скорей!

СВЕТА. Из Центра творчества звонили.. – В Греции будет праздник искусств. Туда поедут лучшие. Нам надо отобрать наших самых лучших и в понедельник сообщить, кого посылаем. Здорово, да?

ТАТЬЯНА ИВАНОВНА. Интересно, конечно! Но какая программа, тема? Сколько человек? Где они будут размещены? Стоимость поездки? За чей счёт? Кроме восторгов ты можешь что-то конкретное сказать? Это будет просто праздник, на котором наши ребята должны выступить или это конкурсные выступления? Ну, вспоминай скорее! Ты забыла, что сегодня пятница и нам до понедельника нужно организовать и провести отсмотр талантов в каждом классе, чтобы всё было очень справедливо! Упаси бог кого-то обойти и обидеть! Надо посоветоваться с родителями! Света! Ну, что же ты?

СВЕТА. (Мнётся, потупив голову). Ну, Татьяна Ивановна…Э…связь была неважная, слышимость плохая… Пока отсмотрим, а в понедельник всё равно созваниваться придётся и все вопросы с Центром можно успеть решить…

ТАТЬЯНА ИВАНОВНА. Можно успеть, а можно и не успеть. Решать нужно всё оперативнее. Уже в этом разговоре содержались важные проблемы и их нужно было решить сразу. Учись вести разговор по-деловому - это твоя работа. (Смягчившись, положила руку на плечо Свете и теперь уже её успокаивает) Ну, ничего – научишься! А сейчас придётся тебе возглавить всю эту кампанию! Ты же знаешь, что Ольга Ивановна сейчас на сессии в своём институте – мы пока без организатора. И её понять можно – трудно и учиться, и работать. Тебе тоже придётся, как поступишь в институт, всё успевать. А пока давай-ка поработай в качестве организатора – в школе приходится всё уметь. Да у тебя и получится – я уверена!

Собирай наших старших ребят – там столько талантов! Катя Иванова - и поёт, и актриса неплохая, в театральный мечтает пойти. Люба Фокина – ходит в танцевальный кружок. Антон Фёдоров из одиннадцатого – и полиглот, и поэт, и драматург, и вообще очень творческая личность! А без его дружка - Саши Звездина вся школа, как без рук! Он и оформитель, и осветитель, и компьютерщик, и отремонтирует любую технику – да он попросту всё может!

Организуйте просмотр каждого класса. Да, не дай бог, кого-нибудь пропустите – обид потом не оберёмся! Про выходные всем придётся забыть. И я буду на месте.Действуй, Светлана Юрьевна! (Уходит в свой кабинет – за кулису).

СВЕТА. (Одна) Легко сказать…действуй…(Задумалась, потом заставляет себя встряхнуться). Так! Надо срочно собрать творческий актив! Ой! Они же на уроках! (Поднимает трубку телефона, звонит директору) Татьяна Ивановна, а с уроков-то я их могу снять, если что? Спасибо! Бегу! (Озирается, не знает, как же оставить своё рабочее место). Так…как же уйти-то? (Не решается отойти. Видит – за противоположной кулисой мелькнуло ведро и по полу двигается швабра – тётя Шура рядом трёт пол.) Тёть Шурочка, миленькая, побудьте, пожалуйста, за меня чуть-чуть у телефона! Я только ребят соберу – дело-то важное! А?

ТЕТЯ ШУРА. Да, я понимаю! Что я – зверь какой что ли…Беги-беги, раз по делу! (Света убегает). (К телефону) Ну, молчишь? Когда не надо, так звенишь…(ворчит и машинально снова всё протирает вокруг) Ох-хо-хо! Переполоху-то теперь сколько будет из-за этих Музов! (Вбегает Света с ребятами, о которых говорила директор) (Тётя Шура Свете) Ну, я пошла. А вы не больно-то возля директорского кабинета шумите-то! (Уходит)

(Света, вошедшие с ней Катя, Люба, Саша и Антон располагаются произвольно на сцене и начинают обсуждать создавшуюся ситуацию).

СВЕТА. Ну, теперь вы всё знаете. Про отдых забудем. Надо отобрать от школы всё самое лучшее и выстроить программу так, чтобы в ней мы как-то Греция зацепили, музу какую-нибудь или даже всех…А сколько их вообще-то, а, Антон? (Тот о чём-то думает) Антон! Хватит мечтать – работать надо! (Встряхивает его) Думай!

АНТОН. А что тут думать? Муз всего девять. Изображаются быстроногими нежными девами…(Его перебивает Саша).

САША (Глядя на Любу). Прям, как ты! (Люба от него отмахивается).

АНТОН. (Продолжает) Поют красивым и голосами, вдохновляют поэтов…(Его снова перебивает Саша).

САША. Ой! (обнимает Антона и Катю) Это прям про вас с Катькой! (Хохочет)

КАТЯ. (Саше) Сейчас получишь, балбес!

СВЕТА. Ну, хватит! Я вас не для этого с уроков сняла! Я же по поручению директора вас собрала. Все надеются на нас, а у вас, бог знает, что на уме! (Встаёт, размышляет, прохаживаясь). Так… девять, говоришь…Ну-ка, ну-ка! (Берёт из шкафа энциклопедический словарь и начинает вслух читать).

(Все подходят к ней, приближаются вместе с ней к авансцене и читают вслух то вместе, то поочерёдно информацию. Совещаются при необходимости. А за ними закрывается занавес. За закрытым занавесом происходит смена декораций).

СВЕТА. (Начинает и ей потом постепенно помогают читать остальные ребята) первоначально, как и другие боги, музы не имели ни индивидуального облика, ни личных имён. Сначала в разных местах Греции были свои музы.

ЛЮБА (Перехватывает инициативу и продолжает читать). Девять муз впервые появляются в поэме Гомера «Одиссея» и оттуда их и мена дошли до нас…

КАТЯ. (Продолжает) Матерью муз называют богиню воспоминаний Мнемосину, а их отец – могучий Зевс!

САША. (Подхватывает) На Парнасе с музами был связан Кастальский источник, в котором черпали вдохновение поэты! (Хлопает по плечу Антона). (Кривляясь) Каждая муза покровительствует своему виду искусства!

СВЕТА. (Саше) Перестань баловаться! Как они там? Кто конкретно за что отвечает, что ли? (Роняет толстый словарь, все пытаются его поднять, стукнулись лбами, стонут, происходит заминка, а Антон в это время продолжает и без словаря, как по написанному выдавать информацию из своей памяти).

АНТОН. Старшая, Каллиопа – покровительница эпоса.

СВЕТА. Эпос-эпос… Ну, это мы ещё подумаем…

АНТОН. Урания – астрономия, Клио - покровительница истории…

САША. Наши уроки по истории, что ли туда везти?

АНТОН (Саше никто не отвечает). Терпсихора – покровительница танца…

САША. Вот она у нас! (Хлопает Любу по плечу)

АНТОН. Мельпомена – трагедия, талия – комедия…

САША. Вот у нас Катерина, что хочешь изобразит: и засмеётся, и заплачет!

АНТОН. (Продолжает между комментариями Саши). Полигимния – пантомима, Эвтерпа – муза лирической поэзии, Эрато – покровительница любовной поэзии…

САША. Во! Это как раз про тебя – лирик ты наш влюблённый! (Антон реагирует на его реплику. Саша продолжает) Ну, вот! Вы все при своём деле, а могу идти домой! (Поворачивается, но его все останавливают).

СВЕТА. Саш, хватит! Нам же все классы надо просмотреть! Давайте с младших начнём – их же надо пораньше домой отпустить. Антон, что ещё ты помнишь?

АНТОН. Ну, что ещё? В честь муз строились храмы. Они назывались мусейонами – теперь это музеи.

КАТЯ. Стойте! По-моему, шестиклассники (или пятиклассники, или семиклассники – иными словами – ребята средних классов) репетировали пьеску какую-то про музеи. Может, посмотрим?

СВЕТА. (Решительно). Конечно, надо смотреть. Пошли!

(Все уходят за кулису. Занавес открывается и на сцене ребята среднего школьного возраста показывают маленький спектакль «Открытие музея».)

ПРИМЕЧАНИЕ. Текст пьесы «ОТКРЫТИЕ МУЗЕЯ» прилагается после текста «Мифология по-неклиновски» с обозначением ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: