Глава четвертая. В 1492 г. матросы Колумба высадились у берегов открытой ими земли

СЛОВО ОБ ИНДЕЙСКИХ НАРОДАХ

В 1492 г. матросы Колумба высадились у берегов открытой ими земли. Жителей, которых они здесь встретили, путешественники стали называть индейцами. Именно с этими народами была связана вся древнейшая история развития цивилизации на Западном полушарии Земли - неизвестной до тех времен части Света.

Индейские аборигены отнимались друг от друга по языку, внешнему виду, культурным и религиозным традициям. Они гордо носили имена своих тотемных предков: ягуаров, парящих соколов, волков, собак, сидящих быков и т.д. Вместе с тем уровень развития цивилизации этих народов предвосхищал все ожидания. Во многих сферах деятельности они превосходили достигнутое Европой к тому времени. Так было в отношении медицины, астрономии, математики, архитектуры.

Естественно возникало много вопросов: как в полной изоляции от всего мира можно было достичь таких высот в техническом и научном развитии, как вообще появились эти народы?

Родину индейцев вначале пытались найти с помощью Священного предания - Ветхого Завета. Сошлись на том, что после завоевания Палестины изгнанные из Израиля десять племен и дали начало индейцам! Затем появились мнения,

что индейцы, являются потомками... латышей, финикийцев, австралийцев. Английский пират Уолтер Рэли утверждал, что инки были выходцами из Британии.

Не помогало обращение и к теории Дарвина. Дело в том, что человекообразные обезьяны не водились на территории Америки и теория эволюции здесь не работала. Оставалась Азия. На просторах Сибири этнологи нашли все-таки некоторые ключи к разгадке тайны появления индейского этноса. В быте местного населения этого региона они обнаружили много сходных черт в культуре, верованиях местного населения и североамериканских индейцев. Они поклонялись одним и тем же животным, растениям, обожествляли число четыре, а монгольские пятна у новорожденных индейцев напоминали аналогичные у японских детей.

Но как, когда и каким путем добрались они до Америки, которая, как известно, лежит "за морем". Ответ напрашивался как бы сам по себе: через Берингов пролив. Но просто это выглядит только на карте. Ширина этого пролива достигает десятки километров. Предки индейцев не имели в те времена мощных средств передвижения по воде. Ответ нашли геологи. Они определили, что азиаты впервые могли вступить на американскую землю 20-30 тыс. лет назад. В те времена Берингов пролив и территория Северной Америки были покрыты ледником, который кончался далеко на пространствах современных США. Этот ледник и стал тем мостом, по которому проходил "исход" азиатов в неизвестные края. Около 11 тысяч лет назад, потепление растопило ледник. Образовавшийся Берингов пролив навсегда оторвал мать-Азию от ее детей. Отныне они навсегда стали аборигенами Америки -ее индейцами.

На территории Америки, раскинувшейся от полюса до полюса, от океана до океана, сложилось множество поселений индейцев со своим укладом жизни, способом добычи пищи, языком, ритуалами, мифами. Обогащая опыт предков приобретенными знаниями, обычаями, традициями, амери­канские индейцы постепенно кладывали фундамент, на котором во времени возникла индейская цивилизация с ее ослепительными вершинами - культурами ацтеков, инков, майя.

Тысячелетия индейцы не покидали земли Северной Америки. Они не знали ни лука, ни стрел, ни лопаты, ни колеса, лошадей. Рядом была только собака. Пищу добывали охотой при помощи копья. Затем научились выращивать кукурузу, ловить в воде то, что там живет: рыбу, устриц, улиток, крабов. Жилье строили в пещерах, где прорывали ниши, соединяя их переходами в несколько этажей. Число помещений доходило до 650! Это было целое поселение. Индейцы Центральной Америки и районов Анд вели более продвинутый образ жизни, чем их собратья на Севере. Это объяснялось климатическими условиями, географической средой. Европейцы, посещая эти районы, встретили там четкую систему управления городами-государствами. Здесь не только умели управлять городами, но и великолепно их планировать и строить. Архитектурные композиции, пирамиды, стеллы, дворцы, маунды - все это вызывало удивление и восторг. Например, маунды. Внешне они напоминали курганы, их высота достигала 30 метров. Они были ступенчатые, овальные, фигурные. В Огайо два маунда напоминали змею. В Южной Дакоте маунд копирует черепаху. Очевидно, они сооружались не только для наблюдений за безопасностью границ расселения племени, но и каких-то ритуальных целей. В Мексике под маундом Монте-Альбан археолог А. Касо обнаружил "спящий" город, его возраст 1,5 тыс. лет. В этом захоронении был обнаружен клад. Его открытие позднее сравнивали с эффектом вскрытия гробницы Тутанхамона. Здесь были обнаружены маска бога Шипе Тотека, ожерелья из жемчуга, серьги из нефрита, человеческие черепа, высеченные из чистого горного хрусталя и т.д. Всего 500 предметов. В Монте-Альбан пересеклись пути двух индейских племен сапотеков и миштеков. Первые строили город, вторые долго в нем жили. Сапотеки оставили в этом городе образцы своего письма. Оно было иероглифическим. Знали сапотеки и числовую запись. Она делалась черточками и точками. А вот предметы, найденные в маунде, были сработаны миштекскими мастерами.

Индейцы степей поражали европейцев любовью к животным, особенно к лошадям, а также миролюбием и терпеливостью. От индейцев прерий в одежду европейца пришли гамаши, мокасины. Впечатляла одежда племенных вождей. Боевые рубахи, плащи, украшенные скальпами, потрясали и завораживали воображение европейцев. Важным атрибутом одежды была и налобная повязка с орлиными перьями. Каждое перо означало какой-нибудь мужественный поступок ее обладателя. Вожди племенных союзов имели трубку мира, ее называли камулет. Его раскуривали, когда у вождя возникала потребность посоветоваться с другими вождями. Для хранения камулета сооружали отдельный шатер. Если надо было передать сообщение на очень далекое расстояние, то использовали услуги добровольных объединений индейцев - так называемых "собак"..Они-то и несли вампум сообщение. Вампум представлял собой ряд веревочек с бисером разных цветов и их сочетаний. Именно сочетание цветов и количество веревочек содержали передаваемую информацию. Владели отряды "собак" и языком жестов. Ведь на просторах только Северной Америки проживало около 400 разноязычных племен индейских аборигенов.

История складывания союзов индейских племен удивительна, порой трагична, но всегда неповторима.

Будущие ацтеки заявили о себе, когда в 1068 г. н.э., покинув свою прародину, они отправились искать места получше и посытней. Но... все уже было занято другими племенами, и они шли дальше... В 1325 г. н.э. и для них нашелся необитаемый островок на соленом озере Тескоко. Именно здесь и началась история ацтекского народа. Землю для расширения островной части они добывали со дна озера, делали насыпи, прорывали каналы. Они изобрели плавучие сады. В них выращивали овощи, даже кусты и деревья. Их строящийся город-государство был назван Теночтитлан.

Ацтеки много воевали. Главной целью этих походов была земля и пленные. Земля была их кормилицей, пленные становились пищей для богов.

В своей столице, а также и в других городах своей империи ацтеки создавали прекрасные условия для интеллек­туального и духовного развития своих соотечественников. Здесь были созданы школы для всех сословий. В школах для простых людей изучали историю, сельское хозяйство, ремесло и военную подготовку. В школах для детей состоятельных семей постигали религию, письмо, чтение, арифметику, астрономию, астрологию, поэтику, ораторское искусство. Свободное время молодые люди проводили в домах поэзии, пения и танцев. Ацтеки увлекались изобразительным искусством, а также чеканкой по золоту. Ими были созданы прекрасные ювелирные изделия. Образцы такого мастерства хранятся в Эрмитаже. Но подавляющее большинство изделий ацтекских мастеров не дошли до наших времен. Все, что было отобрано у них захватчиками - европейскими колонизаторами, было переплавлено в золотые слитии и отправлено к ногам испанского короля.

Популярным видом деятельности было и декоративное шитье, а также аппликации из перышек колибри. В моде была роспись одежды. Увлекались ацтеки и гончарным ремеслом, умели искусно обрабатывать камень, особенно самоцветы.

Из творений зодчих этого народа великолепием блещет столица ацтекского государства Теночтитлан. Это был самый крупный город всей Америки и мира тех лет. В нем проживало 650 тыс. человек. И при этом он воспринимался просторным и удобным для жительства в нем. Каналы и парки, водоемы и дворцы были главными украшениями этого американского государства - города-полиса.

Особое место в жизни каждого ацтека занимала астроно­мия и астрология. Два календаря - жреческий и обычный -определяли уклад, ритм и стиль жизни этих народов. Через каждые 52 года ацтеки встречали "конец" света. Пять дней они готовились к этому-событию: прятали детей, беременных женщин, били посуду, тушили огни. Последний раз они встречали "конец света" в 1507 году. Когда же звезда Альдебаран достигала зенита, правитель Теночтитлан торжественно зажигал новый огонь, как бы подавая знак Солнцу, приглашал всех к новой жизни.

Индейцы Южной Америки в те времена, когда на их территорию впервые шагнула нога европейца, говорили на 558 языках и диалектах. "Был Юг золотым изумленьем," -писал чилийский поэт Пабло Неруда. И среди всего этого изумления в своем языковом разнообразии и культурном величии гордо и независимо строила жизнь империя Инков.

Слово "инка" обозначало "правитель". Подданные его тоже назывались этим словом. Эта страна находилась на юго-западе Южной Америки. Сегодня на ее территории разместились пять независимых государств. Одиннадцать миллионов человек жили в империи инков.

О доколумбовой истории инков мало что известно. Предки этих народов полагают, что М.Капак и его жена-сестра мама Кока стали первыми правителями небольшого инкского государства в XII в. н.э. Столицей его стал город Куско. После М.Капак и его жены мамы Коки правили страной до прихода испанцев еще двенадцать инков. Тринадцатый инка Атауальпа считается как бы незаконным, так как он осуществлял свое правление под надзором власти иноземцев.

Инки были миролюбивым народом. Но «если на них нападали или оскорбляли их достоинство, месть была страшной. С захваченных в плен сдирали кожу и набивали ее золой и соломой. Такие "мумии" они складывали в Музей Славы. Испанцы видели эти мумии. Пленных воинов инки иногда приводили на площадь города Куско и заставляли лечь ниц перед храмом Солнца. Инка проходил по головам пленных. После чего их оставляли в городе, чтобы научить инкскому языку - кечуа. Освоивших язык отпускали домой, так как теперь они становились гражданами империи Инков. На языке кечуа и сегодня общаются в государствах Перу, Боливии, Эквадора, Северной Аргентине, Чили.

Инки с уважением относились к земле, которая их кормила и поила. Для обработки земли инки не использовали домашних животных. Все тяжелые грузы: землю, песок, камни - инки переносили на своих плечах. Но это не мешало им возводить отличного качества дороги, мосты, особенно удавались им подвесные мосты. Дороги и мосты в хозяйственной и политической жизни империи инков имели важное значение, и они их охраняли. Через каждые три километра устанавливались посты, службу на которых несли специально отобранные люди. Была у инков и почта. Почтальонами служили тренированные часки-бегуны. Завидев почтальона, часка устремлялся к нему навстречу. Приняв устное сообщение или его узловую запись, бежал к следующей станции и так до адресата.

Денег инки не знали. Продукты питания, одежду и все необходимое для жизни жители империи получали из общественных складов. С 60 лет инки не участвовали в общественных работах - их сограждане брали на себя расходы по их пожизненному содержанию.

Из наук в почете были математика и астрономия. Их данные использовались для расчетов тех или иных циклов сельскохозяйственных работ. Для интеллектуального развития подрастающего поколения инки создавали школы. Но учили в них не всех, а только тех, кто хотел учиться. Самым грамотным человеком в империи был правитель - инка. Прежде чем вступить на престол, он сдавал экзамены целой комиссии жрецов. Но никто в империи не должен был знать об инке ничего, даже о том, на каком языке говорит королевская семья. Это было династической тайной. Как полагают историки, члены королевской семьи говорили между собой на языке своей легендарной прародины, а пришли они с берегов озера Титикака.

Была ли у инков письменность? До наших дней утвердительных данных наука пока предоставить не может. Но опять-таки по свидетельству крещенных инков в Куско был государственный архив, в который вход имели только инка и несколько историков. В залах этого архива стояли рамы с натянутыми на них тканями. Каждое событие государства как бы фиксировали тканым путем.

Столицу империи - г. Куско инки отстраивали с огромным великолепием. Гордость составлял Кориканга -Золотой двор. Он был возведен на том месте, где, по преданию, инка Манко Капак и его сестра-супруга, Мама Кока построили первую хижину. Главным сооружением Кориканги был храм -Инги. Это и было воспетое П. Нерудой "золотое изумленье" юга, чудо, равного которому не было и не будет на свете! Доступ в храм Инги имел только сам инка, прямой потомок Солнца. Здесь находилось изображение Инти - огрбмный, в несколько метров, диск из чистого золота, украшенный крупными изумрудами. Окна и двери святилища были усыпаны драгоценными камнями. Стены обиты изнутри листовым золотом. Потолок покрывала резьба по дереву, а пол устилали прошитые золотыми нитями ковры. Вдоль стен храма стояли лари, в которых хранилось зерно кукурузы, выращенной самим инкой. Весь обрядовый инвентарь храма - вазы, чаши был из чистого золота.

Храм Инти, часовня Луны (где весь обрядовый инвентарь был из серебра) и ритуальные сооружения располагались вокруг Золотого двора - Солнечного поля, единственного и бесподобного из того, что когда либо было придумано человеком...

По золотому полю бродили золотые олени и ползали золотые змеи, а на ветвях золотых деревьев сидели золотые птички и бабочки. Ветерок раскачивал золотые початки кукурузы и двадцать золотых лам поедали золотые стебли травы. Паслись они на этой раскаленной -лужайке под присмотром золотых пастухов, изваянных в натуральный рост...

Все это великолепие человеческих рук - бесценные сокровища инков были переплавлены в тяжелые слитки золота и вывезены в Испанию...

Осваивая районы Кордильер, земли современного Гондураса и Гватемалы, испанцы еще в 1512 году познакомились с жителями этих земель. Потом их назовут -народы майя, их полуостровное владение землей - Юкатан. Майя занимали территорию Кордильер, тропических джунглей Пепина, низменной части Гватемалы, Гондураса. В районах реки Усумасинты были возведены первые пирамиды и великолепные города этого народа.

Майя называют народом-гением. То, что они оставили после себя: математику, астрономию, медицину и т.д. - на порядок было выше европейских достижений тех времен. В первом тысячелетии до н.э. они уже владели системой земледелия, градостроительства, у них была письменность, литература, театр, календарь и многое другое.

Майя жили в городах. Во главе каждого города стоял (великий человек). Это был пожизненный правитель. Его преемником становился старший сын. Хилач-виник носил большую корону из перьев редких птиц, цветные сандалии, нефритовые перстни. Лицо великого человека украшала богатая татуировка. Чтобы у правителя был орлиный профиль, нос его наращивали с помощью особого пластического вещества. Получался огромный орлиный клюв! Остальные части лица и тела хилач-виника тоже были разукрашены или искусственно деформированы, чтобы подчеркнуть его исключительность. Зубы затачивались. Для вытягивания ушей использовались индюшиные яйца.

При решении наиболее важных вопросов он консультировался с государственным Советом. Этот Совет состоял из виднейших представителей знати и жречества.

Майяская знать жила в центре городов в великолепных каменных дворцах. Эти кварталы иногда обносились стеной. За ней селились простые люди: ремесленники и крестьяне. Каждое утро, задолго до восхода солнца, они покидали свои жилища.
Одни - чтобы возводить новые дворцы и пирамиды, другие - чтобы изготовлять роскошные одежды, красивое оружие и художественные украшения, третьи - чтобы возделывать землю. Сельскохозяйственный труд был тяжелым, особенно обработка земли. Выращивали майя кукурузу, хлопок, бобы, табак, какао, собирали мед. А еще охотились на кроликов, ящериц, держали индюшек и даже уток. От народа майя европейцы позаимствовали жевательную резинку. В Юкатанских лесах растет дерево чикле, плоды которого дети собирали и жевали как резиновую смолу. Собирали майя и корни мыльного дерева, используя их как мыло.

Всей жизнью народа руководили жрецы. Они принадлежали к верхушке общества. Первосвященник, например, руководил обрядами, следил за воспитанием детей высшей знати, читал лекции другим жрецам по основам письма, астрономии, астрологии и т.д. Религиозные обряды сопровождались жертвоприношением, и в этих обрядах им принадлежала ведущая роль. Жертвы, приносили на вершинах пирамид. В качестве жертв выступали пленные, либо добровольцы - сами майя. Тело человека, предназначенного в жертву, считалось священным. Поэтому, когда чиланы снимали с жертвы кожу, то тело поедалось по кусочкам всеми присутствовавшими на этом ритуале людьми.

Майя дали своему народу и, конечно, миру древнейшую, во многих отношениях высокоразвитую культуру. Они впервые в мире (и на тысячу лет раньше, чем Европа) изобрели нуль, что было в высшей степени ценным, гениальным открытием. Числа записывались так. Единицу майя обозначали одной точкой, два -двумя точками, три - тремя, четыре - четырьмя. Пять они изображали в виде горизонтальной черты, шесть - как пять, то есть горизонтальной чертой с единицей, или точкой сверху и т.д. Десять обозначали две черты - одна над другой. Нуль символизировала морская раковина.

Как результат высокого уровня развития математики и астрономии явилась четкая система расчета периода обращения Луны вокруг Земли, безошибочность предсказания затмения Луны, Солнца, продолжительность года.

У майя была высчитана и какая-то дата. Она записывалась как 4 ахау 8 кумху, что соответствует 3113 году до н.э. От нее этот народ вел отсчет своего появления на Земле.... Что было в тот далекий промежуток времени? -Ответа пока нет!

Гений народов майя проявлялся во всем, чего касалась их мысль и желание творить. Это прекрасно демонстрирует архитектура их городов и искусство их зодчих. Прежде всего она на несколько порядков превосходила архитектуру инков, ацтеков. Майя умели возводить своды, делать круглые арки, им был известен секрет приготовления негашеной извести. Им под силу было возводить мосты, пирамиды, дворцы, обсерватории, площадки для игры в гольф, монументальные лестницы и т.д. Колонизаторы с восхищением описывали города этого народа. По своей красоте, благоустройству и благородству архитектурных форм города майя ни в чем не уступали шумерским, вавилонским и египетским.

Американец Стивене и английский художник Ф.Казэрвуд исследовали и зарисовали многие города этого народа.

Стивене купил Копан. Он предложил испанскому коменданту пятьдесят долларов - и тот согласился. Теперь никто не мешал им изучать и зарисовывать замечательные образцы архитектурного мастерства народов майя. По возвращении они издали книгу "Эпизоды из путешествия в Центральную Америку, Чиапас и Юкатан". То, что Стивене описал в ней, а Казэрвуд нарисовал, вызвало такую сенсацию, что эту книгу и рисунки показывали и продавали во время ярмарок, гуляний по всей Европе!

У народов майя было несколько столичных городов. Они были довольно плотно заселены. В этом плане они превосходили такие города Европы, как Париж, Венеция, Лиссабон тех лет. Так, например, город Чичен-Ица. В нем проживало более 200 тыс. человек. Его сердцем был священный ступенчатый водоем - сенот. Со всего Юкатана тянулись к нему паломники. От сенота начинались белые дороги майя. Они были ровными на протяжении нескольких километров. И соединяли они друг с другом различные районы Чичен-Ицы.

В джунглях близ реки Усумасинты был открыт город, основанный в 541 году. Ему дали условное название Бонампак. В одном из зданий этого города были обнаружены великолепные фрески. Они представляют большую ценность как исторический документ. Неизвестный автор запечатлел в них картину жизни общества майя: властителей, воинов, простолюдинов, рабов-военнопленных, а также одежду, обувь, украшения, музыкальные инструменты, оружие, религиозные обряды, одним словом, воспроизвел образ жизни и уровень культуры майя последней четверти IX века.

Цивилизация американских индейцев доколумбийской эпохи поражает и восхищает. Каких бы вершин культурного развития могли бы достигнуть эти народы, поведи себя иначе испанские, португальские и другие переселенцы из Европы.

Но и сегодня индейцы не только в прошлом! Они живут в разных государствах этого континента, активно участвуя во всех сферах их жизни...


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: