В зависимости от применения посадок производятся и соответствующие расчеты. В тех случаях, когда рабочая температура для деталей соединения существенно отличается от нормальной, расчет посадки рекомендуется производить исходя из температурных деформаций сопрягаемых деталей.
Например: расчет подшипника скольжения
Рассмотрим упрощенный метод расчета зазоров и выбора посадок подшипников скольжения с гидродинамическим режимом работы. У гидродинамических подшипников смазочное масло увлекается вращающейся цапфой в постепенно сужающийся клиновой зазор между цапфой и вкладышем подшипника, в результате чего возникает гидродинамическое давление, превышающее нагрузку на опору.
Цапфа всплывает. В месте наибольшего сближения цапфы и вкладыша образуется масляный слой толщиной h.
Надежность и долговечность работы подшипника зависят от толщины масляного слоя h, при прочих равных условиях работы подшипника, будет влиять зазор В (разность размером цапфы и диаметром отверстия вкладыша). допустим, что зазор S будет очень не в этом случае величина h также будет маленькой, по ряду причин работа подшипника в таких условиях будет неустойчивой. Теперь пусть зазор S будет достаточно большим, и в этом h будет маленьким из-за малой подъемной силы гидродинамического клина.
Отсюда можно сделать вывод, что для определенных условий работы имеется некоторый интервал, внутри которого будет существовать надежное всплытие.
Сущность расчета посадки заключается в том, чтобы определить интервал зазоров (Smin...Smax) при котором величина всплытия будет не меньше предварительно выбранной допустимо минимальной толщины масляного слоя hmin Исходя из сказанного найдем величину hmin и установим зависимость между h и S.
Для обеспечения жидкостного трения необходимо, чтобы микронеровности цапфы и вкладыша не касались при работе подшипника. Это возможно при условии:
[hmin ] ≥ Rz1 + Rz2 + Δф + Δр + Δизг + Δд,
где Rz1, Rz2 — высота неровностей поверхностей вкладыша подшипника и цапфы вала;
Δф, Δp — поправки, учитывающие влияние погрешностей формы и расположения цапфы и вкладыша;
Δизг — поправка, учитывающая влияние изгиба вала;
Δд — добавка, учитывающая разного рода отклонения от принятого режима работы. для упрощенного расчета можно применять зависимость:
[hmin ] ≥ k (Rz1 + Rz2 + Δд),
где k — коэффициент запаса надежности по толщине масляного слоя (k≥ 2). Известна зависимость для среднего удельного давления у гидродинамического подшипника:
= Ср,
где µ — динамическая вязкость масла при рабочей температуре подшипника, Н*c/м2;
ω — угловая скорость цапфы, рад/с;
S — диаметральный зазор, м;
D — номинальный диаметр сопряжения, м;
СR – безразмерный коэффициент нагруженности подшипника, зависящий от l/D и χ;
l – длина подшипника, м;
χ — относительный эксцентриситет, который связан зависимостью с
h = 0.5S — е = 0.5 S (1 — χ)
Определим значение S:
S=
найдем выражение для h
Значения (1 — χ) = А в зависимости от χ и l/D приведены в табл. 1.3. [1] Таким образом, определив минимально допустимую величину всплытия, мы сможем определить величину А:
по табл.[1]— значения χmin и χmax По найденным значениям χmin и χmax определим соответственно Smin и Smax.