Проведение эксперимента

Этап

Учащимся 9 А класса было предложено прослушать фрагменты из од и определить по проявлению музыкальности оды Ломоносова:

А.С.Пушкин «Ода Вольность»

Г. Державин «Ода Фелица»

3. А.Сумарокова «Ода 2»

4.М.В.Ломоносов «Ода торжественная»

М.В. Ломоносов «На день восшествия на всероссийский

Престол ее величества государыни императрицы Елисаветы

Петровны 1747 года".

В.К. Тредиаковский «Ода торжественная о сдаче г.Гданска»

Н.М.Карамзин «Филлиде»

В результате 48 % опрошенных определили обе оды Ломоносова, 52% - одну.

100% учащихся почувствовали музыкальность од, их близость музыкальным произведениям крупной формы.

Этап

Учащимся 9А класса было предложено прослушать фрагменты из симфоний, сонат, ораторий и опер и провести по структурно-смысловым признакам параллели (найти общность) с одами Ломоносова:

И.С.Бах «Месса си минор» Санктус

И.С.Бах «Месса си минор» Глория

И.С.Бах «Месса си минор» Qui tollis

Г.Ф.Гендель «Аллилуйя»

Л.В.Бетховен «К радости»

М.И.Глинка опера «Руслан и Людмила»

М.И.Глинка опера «Иван Сусанин»

Й. Гайдн «Кончерто гроссо»

- 9 -

100% опрошенных почувствовали громогласность музыки, определиликрупные и контрастные между собою разделы; присутствие главного образа и дополняющих его побочных, многострофность, многообразность, многотемность - основополагающие черты, свойственные одновременно и оде, и наиболее масштабным и сложным музыкальным жанрам и формам XVIII века.

5. Заключение.

5.1.Ознакомившись с научной литературой и проведя эксперимент, я пришел к следующим выводам:

Сущностная близость принципа барочно-классицистской оды Ломоносова - принципу крупной музыкальной формы.

Многострофность, многообразность, многотемность и мнимо беспорядочное витание мысли сразу во многих сферах являются основополагающими чертами, свойственными одновременно и оде, и наиболее масштабным и сложным музыкальным жанрам и формам XVIII века.

Жанр оды со всеми своими эстетическими особенностями нашел себе естественное прибежище внутри жанров музыки оратории и кантаты, симфонии и оперы.

Высокое одическое начало, связанное с именем Ломоносова, повлияло на судьбы не только русской поэзии XVIII века, но и на облик русской музыки последующей эпохи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: