Комплексность краеведения. Четыре ступени краеведения

Комплексная реализация функций краеведения, показывающих его удивительную универсальность, имеет глубокое познавательное, мировоззренческое значение. Желание познать то, что ближе всего – основа интереса и ко всему остальному, путь к пониманию и развитию общих представлений о мире и обществе.

Ступени краеведения. Определение предмета краеведения (т.е. что конкретно изучается) зависит от того, что вкладывается в понятие «край». А оно зависит от точки зрения. Для отдельного человека его местным краем является родное село, город или район. Для жителей Башкортостана их краем является вся республика. А если подходить с самого первого уровня, то краеведение начинается с изучения своего ближайшего окружения, прежде всего семьи.

Поэтому краеведение занимается изучением территории, которая в зависимости от размеров имеет четыре ступени: усадьба, деревня, район (или город), область (или республика). Это сравнительно новая структура предмета – в ней появилось первое звено. Одними из первых в стране его предложили наши краеведы Гудковы, издавшие книгу «Краеведение. Теория и практика» (Уфа, 1995). Они считают первую ступень в краеведении основной, она позволяет подробно остановиться на изучении семьи как первичной ячейки общества, а также отдельной личности. И именно здесь наиболее полно выражены особенности краеведения как науки.

Развитие краеведения по названным четырем ступеням происходит неравномерно. Оживилось за последние годы, но не получило должного размаха создание родословных, генеалогии. Более активно изучается история сел, деревень (см., например, работы А.З. Асфандиярова). Далее, уже имеют свою писаную историю многие регионы и практически все города. А вот самая высшая ступень краеведения является крайне сложной, по существу переходной к страноведению. Дело здесь в огромном объеме материала, который следует комплексно изучить. Поэтому пока нет обобщающих работ такого уровня, отвечающих принципам краеведения.

Итак, очевидно большое общественно-политическое и культурно-просветительское значение краеведения. Закономерно возрастает его роль в жизни современного общества, востребованность в учебно-воспитательном процессе. Оно становится все более актуальной научной и учебной дисциплиной, получает широкое распространение в школьном и вузовском образовании. Специальные курсы этой дисциплины в качестве базовых читаются на исторических факультетах университетов, в педагогических и других вузах, в том числе УГАЭС. В своеобразной форме краеведение внедряется в школах, где учащиеся таким образом изучают историю и культуру родного города. Подобный опыт накоплен в Москве, Петербурге, Екатеринбурге, Челябинске. К примеру, «Москвоведение» стало обязательным предметом в столичных школах. Новый предмет краеведческой направленности «Уфаведение» с 2008 г. появился и в ряде учебных заведений нашего города в рамках школьного компонента среднего образования.

В нынешней переломной ситуации в России важно для ее возрождения воспитание патриотизма, чувства национального достоинства через любовь и уважение к своему краю, родным местам. Здесь заложены истоки любви к своей Родине, и от этого во многом зависит, какое будущее ждет Россию.

Ро


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: