Стандартные шпонки подберем по диаметру вала dш (из ГОСТ 23360-78) в месте установки по шпонке зубчатого колеса или полумуфты:
- dш1 =dв1 = … мм – шпонка 1,
- dш2 = dв2 = ….. мм – шпонка 2,
- dш3 = dк = … мм – шпонка 3.
От длины шпонки зависит длина ступицы колеса l ст (посадочной части колеса на вал (рисунок 5) или полумуфты).
Длина шпонки со скругленными краями
где определяется из условий прочности на срез и смятие, – ширина шпонки.
Рисунок 5 – К определению длины шпонки
Длина ступицы назначается по условию
,
- если ширина венца колеса то принимают
,
- если, ширина венца колеса то принимают конструкцию колеса по рисунку 5, назначая диаметр ступицы
Для шпонки 1 (d ш1= … мм, b = 5 мм, h = 5 мм, t 1 = 3 мм, l = 10-56 мм) рассчитаем длину lр1 из условия прочности на смятие, приняв допускаемое напряжение [σсм]=100 МПа:
Длина шпонки 1
.
Из стандартного ряда выбираем L1= 25 мм
Таким образом, для соединения входного вала с муфтой применена
шпонка 5х5х25 ГОСТ 23360-78
Для шпонки 2 (d ш1= 24 мм, b = … мм, h =.. мм, t 1 =.. мм, l = 18-90 мм) рассчитаем длину lр2 из условия прочности на смятие, приняв допускаемое напряжение [σсм] =100 МПа:
|
|
Длина шпонки 2
.
Из стандартного ряда выбираем L2= 40 мм.
Таким образом, для соединения выходного вала с муфтой применена
шпонка 8х7х40 ГОСТ 23360-78
Для шпонки 3 (d ш1= … мм, b =.. мм, h = 8 мм, t 1 = 5 мм, l = 22-110 мм) рассчитаем длину lр2 из условия прочности на смятие, приняв допускаемое напряжение [σсм] =100 МПа:
Длина шпонки 3
.
Из стандартного ряда выбираем L3=32 мм.
Таким образом, для соединения вала с колесом применена
шпонка 10х8х32 ГОСТ 23360-78
Длина ступицы
Ширина венца колеса больше, чем длина ступицы поэтому принимаем
Конструкция колеса упрощается: ступица за венец не выступает.
Рисунок 6 – Конструкция колеса.
Определяем расстояния между центрами подшипников l 1 и l 2, а также расстояния между сечениями колес, в которых приложены силы в зацеплении, и центрами подшипников a 1 и a 2. Для одноступенчатого редуктора принято симметричное расположение колес в корпусе.
Быстроходный вал:
l 1 = b2 + 2·D + B1 = 50 + 2·10 + 16 = 86 мм (В1 – ширина подшипника 206);
a 1 = 0,5· l 1 = 0,5·86 = 43 мм.
Тихоходный вал:
l 2 = b2 + 2·D + B2 = 50 + 2·10 + 18 = 88 мм (В2 – ширина подшипника 208);
a 2 = 0,5· l 2 = 0,5·88 = 44 мм.