Процессы этнического разделения

Хотя процессы этнического разделения были особенно ярко выражены на ранних этапах человеческой истории, они идут в ряде районов мира и сейчас. Существует два типа этноразделителъных процессов: этническая парциация и этническая сепарация.

При этнической парциации происходит разделение единого прежде этноса на несколько более или менее равных частей, причем ни один из новых этносов не отождествляет себя полностью со старым (этот процесс в какой-то мере можно рассматривать как антипод этнической фузии). Так, в результате рассечения территории некогда единого древнерусского народа государственными границами из него выделились три близких между собой по языку и культуре, но вполне самостоятельных народа: русские, украинцы и белорусы.

При этнической сепарации от того или иного народа отделяется его часть, обычно сравнительно небольшая, которая со временем превращается в самостоятельный этнос (этот процесс можно в известной мере считать антиподом ассимиляции). Этническая сепарация вызывается разными причинами – переселением некой группы исходного этноса, политико-государственным обособлением небольшой части народа, религиозным обособлением этнической группы. Например, именно переселение в XVII в. части ойратов в Россию привело к созданию калмыцкого народа.

Если этническая парциация представляет собой чисто этнотрансформационный процесс, то этническая сепарация носит этнотрансформационный характер только для той части исходного этноса, которая обособляется в отдельный народ. Иногда в одном и том же массиве населения одновременно идут процессы разных типов (например, этническая консолидация какого-нибудь народа с одновременной ассимиляцией им иммигрантских групп).


2. Этносоциальные процессы в Российской Федерации

Анализ этносоциальных процессов в стране невозможен без предварительного ознакомления с этническим составом ее населения. Знакомство с этнической структурой населения России и расселением ее народов позволит лучше понять направленность и темпы идущих в ней демографических, миграционных и этносоциальных процессов.

Данные по этническому составу населения и динамике численности разных народов, проживающих в Российской Федерации, за 30-летний период по данным переписи 1989 г. приведена в Приложении 1.

В России в основном распространены этнообъединительные процессы. В прошлом российской истории были известны процессы этнической фузии (один из последних процессов такого рода – слияние нескольких близких по языку и культуре тюркоязычных племенных и территориальных групп в хакасский народ), однако теперь на территории РФ они отсутствуют.

Зато для России характерна этническая консолидация. Ею затронуты почти все более или менее значительные по численности народы страны. Так, многие из существовавших прежде субэтнических групп русских либо прекратили свое существование (например, однодворцы), либо сильно приблизились в культурном отношении к основной части русского народа (например, поморы, а также ранее сильно обособленные субэтнические группы крайнего северо-востока страны: колымчане, русские устьинцы, марковцы, камчадалы). Все слабее ощущаются различия между двумя основными субэтническими подразделениями чувашского народа: вирьял и анатри, между северными и южными удмуртами. Идет консолидация и других этносов Поволжья и Урала, народов Северного Кавказа (например, у осетин сплачиваются две основные их субэтнические группы – иронцы и дигорцы), этносов Сибири и Дальнего Востока (консолидируются восточные и западные буряты, разные группы калмыков, чукчей, коряков и т.д.).

Широкое распространение получили в РФ процессы этнической ассимиляции. Объектами ассимиляции являются малочисленные этносы, народы, живущие в сильном территориальном смешении с другими народами, а также национальные группы (нередко состоящие из живущих обособленно представителей достаточно крупных и хорошо консолидированных этносов), для которых характерно дисперсное расселение. Важным каналом ассимиляционного процесса в России служат межэтнические браки, однако имеет место и «внесемейная» ассимиляция.

Из малых народов России в XX в. были ассимилированы тюркоязычные сойоты, влившиеся в бурятский народ. Растворились среди окружающего русского населения близкие к кетам юги, процесс ассимиляции (языковой, а затем и этнической) частично затронул и многие другие малочисленные народы Сибири и Дальнего Востока. Так, по данным переписи 1989 г., русский язык считали родным 82% орочей, 80% ительменов, 76% нивхов, 72% алеутов, 71% чуванцев и т.д. Конечно, переход на другой язык еще не означает этнической ассимиляции данных групп (например, практически все чуванцы перешли на русский либо на чукотский язык, но сохраняют свое этническое самосознание), однако говорит о том, что предпосылки для такой ассимиляции созданы.

Подвергаются частичной ассимиляции основным народом страны и некоторые народы Европейской части России, прежде всего мордва, карелы, финны-ингерманландцы, вепсы, живущие в сильном смешении с русскими. Выше уже говорилось о неуклонном уменьшении в последние годы численности мордвы, карел и финнов. Правда, резкое падение численности финнов-ингерманландцев объясняется не только ассимиляцией, но и переездом части из них в Эстонию после получения в конце 50-х годов соответствующего разрешения.

Что касается вепсов, то в последних переписях в их численности были отмечены резкие перепады (1959 г. – 16 тыс., 1970 г. – 8 тыс., 1979 г. – около 8 тыс., 1989 г. – 12 тыс.), которые не отражали истинной динамики, а объяснялись, как уже отмечалось, грубым вмешательством во время проведения переписей 1970 г. и 1979 г. Ленинградского и Вологодского обкомов партии, давших распоряжение фальсифицировать результаты переписи, записав часть вепсов русскими.

Несмотря на достаточно компактный характер расселения, значительной ассимиляции, судя по данным переписей, подвергаются и коми-пермяки.

Ассимиляция охватила также представителей многих этнических общностей, в основном сосредоточенных за пределами России, а в ней самой — расселенных дисперсно. Правда, скорость развития ассимиляционных процессов у разных живущих в России национальных групп различна. Быстрее всех сливаются с русскими представители двух близких им по языку и культуре восточнославянских народов – белорусов и украинцев (этот процесс можно назвать этнической конверсацией). Обычно дети прибывших на жительство в Россию белорусов и украинцев считают своим родным языком русский и обладают определенными элементами русского этнического самосознания, хотя полному растворению их среди русского населения мешают пока еще существующие правила указания в паспортах национальной принадлежности, в соответствии с которыми последняя определяется не по самосознанию, а по национальности отца или матери. В 1989 г. 63% живущих в нашей стране белорусов и 57% украинцев считали своим родным языком русский. Дети, родившиеся в России в смешанных белорусско-русских и украинско-русских семьях, в подавляющем большинстве случаев называют себя русскими. Вместе с тем растворение среди русских украинцев существенно замедлено в тех районах, где последние живут компактными группами, а таких мест немало. Впрочем, темпы этнической конверсации украинцев и белорусов определить по данным переписи трудно, так как оба народа вплоть до последнего времени в широких масштабах мигрировали в Россию, и численность их там изменялась под воздействием как этнических, так и миграционных процессов.

Довольно быстрой ассимиляции подвергаются живущие в РФ представители других славянских народов: поляки, болгары, чехи, сербы. Все эти этносы живут в России дисперсно, что облегчает процесс их ассимиляции. Русский язык указали в качестве родного 75% поляков, русскоязычное подавляющее большинство болгар, чехов, сербов. Правда, языковая ассимиляция еще не говорит об ассимиляции этнической, и полному слиянию с русскими издавна живущим в России полякам и чехам мешает, помимо всего прочего, традиционная религиозная принадлежность.

Представители других некоренных этносов России ассимилируются русскими в значительно более слабой степени. Так, немцы, несмотря на давнее проживание в нашей стране, и высокую долю лиц, перешедших на русский язык (58%), довольно стойко сохраняют свое этническое самосознание. Их численность за 30-летний период немного возросла, несмотря на существенные масштабы эмиграции в Германию. Сохранению немецкого этноса в немалой степени способствует то, что большая часть немцев расселена достаточно компактными группами.

Еще медленнее протекает процесс ассимиляции корейцев, которому препятствует ярко выраженная культурная специфика этой этнической общности, а также и ее антропологическая обособленность. Хотя корейцы уже давно живут в России и большинство из них (63%) считают русский родным языком, они, как и немцы, хорошо сохраняют этническое самосознание и проявляют высокую внутриэтническую солидарность.

Проявляют этническую стойкость и живущие в России представители тюркоязычных этносов, составляющих основное население нескольких республик бывшего СССР (казахи, азербайджанцы, узбеки), чему способствует их существенная культурная специфика. Подавляющее большинство представителей этих народов сохраняют свой национальный язык.

В годы совет­ской власти русские и латыши тесно жили на одной территории и никто не помышлял о куль­турном растворении одного народа в другом. После распада СССР русские превратились в национальное мень­шинство, и их стали принудительно изгонять из страны, а оставшихся ас­симилировать. Подобная политика противоречит международным нор­мам, которых придерживается Евро­пейский Союз, куда вступила Латвия и стремится вступить Россия, которая старается защитить права русскоязычного населения. Европейский Союз и Россия выступают за иную стратегию, а именно аккомодацию, которая предполагает сохранение национальной и культурной идентичности русского народа, проживающего в Латвийской Республике, уважение его прав и мирное сосуществование.

Результатом переселений и иммиграции на Дальний Восток Российской Империи во второй половине XIX в. – начале XX в. стало скопление пестрого по этническому, религиозному и социальному составу населения. Здесь присутствовали представители разных рас (европеоидной и монголоидной), разных этносов (восточнославянских, азиатских, коренных народов), разной социальной принадлежности (крестьяне, казаки, купцы, духовенство, дворянство), разного вероисповедания (православные, буддисты, евреи, католики и т.д.). Преобладали преверженцы официального православия (русские, украинцы, белорусы). Созданию этнической общности населения этого региона способствовали влияние и обогащение культур народов, населявших регион, т.е. процесс аккультурации местного населения. Основой влияния русских была более высокая материальная и духовная культура по отношению к местному населению.

Процессы этнического разделения для России не особенно характерны. Из двух типов этих процессов – этнической парциации и этнической сепарации – в нашей стране представлен лишь второй, состоящий в отделении от какого-либо народа его сравнительно небольшой части, со временем превращающейся в новый самостоятельный этнос.

К процессам сепарации можно отнести выделение в самостоятельный народ нагайбаков, живущих ныне в Верхнеуральском районе Челябинской области. Эта группа крещеных татар, переселенная на Урал в конце XVIII в., на протяжении длительного времени территориально оторванная от основного казанскотатарского этнического массива и отличающаяся от него по религии, и прежде была слабо связана с остальными татарами, хотя в материалах последних переписей включалась в их состав. Ныне нагайбаки все решительнее требуют идентификации их в качестве отдельного этноса.

Отдалились от своего материнского этноса и тазы, живущие в южной части Приморского края. Имея удэгейское происхождение, они в результате культурных контактов с китайцами сильно окитаились, а в последнее время заимствовали и многие элементы русской культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: