Совесть. Еще один механизм следует отнести к сфере духа, это совесть

Еще один механизм следует отнести к сфере духа, это совесть. Совесть – это свидетельство (голос, действие) духа внутри нас (Ин. 8:9; Рим. 1:32-2:8,14-15). Дух находится в сфере обитания Бога (или причастен к природе Бога), и поэтому тянется к источнику жизни – к Богу, к чистому, святому, вечному. Благодаря свидетельству совести мы можем научиться принимать правильные решения.

Но совесть может быть порочная (испорченная, поломанная, вышедшая из строя – работать неправильно – см. Ев. 10:22; Титу 1:15) или сожженная (мертвая – она сгорела путем долгого игнорирования). В таком случае, она уже не реагирует на неправильные вещи (1 Тим. 4:2), по крайней мере, должным образом. В таком состоянии, человек может делать зло, считая это добром. Он уже приучил свою совесть – изменил ее метаболизм (Рим. 1:21,24). Именно поэтому Давид молится об обновлении духа, после того, как осквернил его грехами (Пс. 50:12).

Когда наш дух возвращается к Богу, соединяется с Ним через Дух Святой, совесть работает правильно. Духовное возрождение обновляет совесть (Евр. 9:9,14; 10:22; 1 Кор. 2:10-12)).

Но за совестью нужно ухаживать, следить (1 Пет. 3:16; 1 Тим. 1:19; 3:9; Евр. 13:18; Деян. 23:1; 24:16;), ее нужно учить – давать правильную информацию, что такое хорошо, а что такое плохо, благодаря изучению Слова Божьего. Заметьте, что этот процесс называется исполнением Духом святым (Еф. 5:18-19; Кол. 3:16). И тогда совесть будет надежным руководством (свидетелем не запачканным, чистым, неповрежденным) – Рим. 9:1; 1 Кор. 8:7,10,12; 2 Кор. 1:12. Заботиться о состоянии совести, значит заботиться о своем духовном состоянии.

Заметьте, в крещении мы обещаем добрую совесть (1 Пет. 3:21; 1 Тим. 3:9; 1:19; 2 Тим. 1:3) – обещаем вести духовную жизнь, быть послушным духу, быть водимым духом. А это имеет фундаментальное значение для христианина (см. Рим. 8:14).

На фоне таких размышлений становятся более понятными такие отрывки как 2 Кор. 4:2; 5:11;

Голос совести, как голос духа человеческого, призывает человека к исканию Бога в виде глубокого, внутреннего стремления к высшим светлым идеалам, к чистой, святой жизни; внутренней жажды общения с источником правды и истины, жажды внутреннего покоя, радости и блаженства.

Этим и объясняется внутреннее удовлетворение человеческой души, когда она сливается с Богом, приобщается к Нему, пребывая в Нем, в любви Его, и приобретает радость совершенную (Ин. 15:10-11).

Понятие (термин) совести появляется только в Новом Завете. В Ветхом Завете роль совести выполняет сердце (1 Цар 24:5-6; Иов 27:6). Чаще всего в Новом Завете слово "совесть" встречается в посланиях Павла (Иоанн использует слово "сердце", например, в 1 Ин 3:19-21).

О единстве человека.

Человек был сотворен Богом сложным (троичным), но единым. Материальная и нематериальная часть человеческой природы делает человека человеком, только когда они объединены воедино. Это единство обстоятельно присуще человеческой личности. Именно поэтому с точки зрения Нового Завета личная история каждого человека завершается воскресением тела.

Каждая часть человеческого существа оказывает на другую влияние – есть тесное взаимодействие. Например, когда человек больной физически, это может сказываться на состоянии души и духа, и наоборот, «унылый дух сушит кости» (Пр. 17:22).

«Дух человека переносит его немощи; а пораженный дух - кто может подкрепить его?» (Пр. 18:15).

Бог выразил свое мнение, о створенном Им человеке: «Хорошо весьма» (Быт. 1:31). Хорошо было не только снаружи, но и внутри. Человек был прекрасен – это венец творения.

Красота человека заключалась в гармонии. В гармонии взаимосвязей всех его составляющих.

Порядок Божий в человеке:

· Дух (властелин)

· Душа (слуга)

· Тело (орудие исполнения)

Ситуация после грехопадения:

· Тело (властелин)

· Душа (слуга)

· Дух (пленник)

Через возрождение, Бог устанавливает утраченный порядок, возвращает первоначальное положение. Только нам теперь приходится в этом участвовать.

В падшем состоянии плоть хочет господствовать над душей, и постоянно склоняет ее поступать по-своему. Для духовно мертвого, это единственная реальность. Поэтому у такой души нет другого выбора. А духовно возрожденный имеет альтернативу, потому, что его дух ожил, и он находит наслаждение в том, что свойственно Божественной природе. Поэтому происходит борьба. И возрожденному духовно человеку приходится принимать волевое решение чему повиноваться (Гал. 5:16). Несмотря на то, что возрожденный духовно человек обрел новую жизнь, ему нужно приучать свою душу к этой новой жизни, подчинять себя духу.

Возрожденный дух человека находится в Божьих реалиях, и его тянет к вечности (к родному дому), к настоящей жизни, поэтому он склоняет душу на свою сторону (Рим. 8:1-17). Душа имеет свободную волю, и ей приходится решать и делать выбор, на чьей стороне быть (Рим. 7:22-23). Душе приятен закон Божий, но она обнаруживает, что своими силами (исходящими от возможностей плоти) не способна противостать своей греховной природе, поэтому теперь ему требуется «духом умерщвлять дела плотские» (Рим. 8:13).

Сила для благочестия находится именно в духовной сфере:

«оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу» (Рим. 8:4; см. так же 1 Тим. 3:16; 4:8; 2 Тим. 3:5).

«Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти» (Гал. 5:16).

Нужно взаимодействовать с духом, руководствоваться духом, давать ему больше места, давать духу умерщвлять дела плотские (Рим. 8:13) и тогда начнут проявляться плоды духа (Гал. 5:22-23).

«СЕЮЩИЙ в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал. 6:8).

Душа нейтральна. Она находится как бы между двумя мирами: между видимым – физическим миром, и невидимым – духовным. Она будет склоняться больше к тому, чему она больше уделяет свое внимание. Чтобы иметь силу для благочестия, нужно работать над духом (какого волка ты кормишь, тот и победит). Сила благочестия сокрыта в духе – в познании (на опыте) Бога (2 Пет. 1:3; Ин. 8:31-32). Когда мой дух знает Бога (соединен с Ним, наполнен Духом Святым), тогда у меня есть власть над греховным телом – я способен управлять своими химическими процессами (похоть – это химические процессы в нашем теле).

Грех поразил сам дух человека. Это как генетический код, у него свой метаболизм – он вызывает в теле химические реакции на определенные вещи (гнев, похоть, алчность, зависть, непрощение…).

Кто-то скажет, но как можно противостать естественным процессам в организме – это же обыкновенная химия. Оказывается, все взаимосвязано. Все эти реакции зависят от состояния не только души (она дает команды), но и духа.

Сила благочестия в этом и заключается, когда я духом умерщвляю дела плотские (Рим. 8:13) – меняется (или блокируется) метаболизм химических реакций тела благодаря духу (духом). Именно в этой сфере происходит познание силы благочестия.

Поэтому написано, что «водимые духом суть сыны Божии» (Рим. 8:14). А те, кто руководствуется побуждениями плоти – умрет: «если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете» (Рим. 8:13).

Ин. 6:63; Рим. 8:1-4 – по плоти – своими силами мы не способны помочь себе. Мы можем прийти к жизни исключительно духом (благодаря духовному началу, когда наш дух соединен с Богом – возрожден). Поэтому невозрожденный духом человек обречен.

Дела плоти (то, к чему стремиться зараженная грехом плоть) они известны (Гал. 5:19-21).

Таким образом, становится понятным желание Павла, чтобы Бог мира освятил во всей полноте наш дух, душу и тело, дабы мы во всей целости сохранились без порока к пришествию Господа нашего Иисуса Христа (1 Фес. 5:23).

«Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор. 6:20).

Как это прославлять Бога в телах и в душах?

· В телах – когда мы поем Богу устами и своими поступками (послушание).

· А в душах, когда мы поем Богу сердцем – участвуем в пении своей душей, а не только телом (Еф. 5:19).

· Следить за своим внутренним миром.

Результаты грехопадения.

Человек умер и утратил целостность образа Божьего в себе (остались лишь отголоски – образ Божий после грехопадения искажен в человеке) – утратил созданные с ним мудрость, праведность и святость, так что его разум теперь замутнен и пребывает в духовной тьме (1 Кор. 2:14), а воля его порабощена греху и противится Богу (Рим. 8:7). Он утратил бессмертность и абсолютное владычество над земным творением.

Вследствие того, что человек единое существо, со сложным сочетанием природ (духовная и материальная), то грехопадение повлияло на все три сферы человеческого бытия.

Дух человека разорвал связь с Богом – умер. Это значит, что другие духовные силы могут влиять на человека, потому что его дух не защищен – свободен, пустой (пустота, размером с Бога) (Мф. 12:43-45).

Состояние извращенности. В результате грехопадения человек утратил свою врожденную праведность и святость, так что теперь он пребывает в состоянии извращенности – поражены Его образ мыслей, чувствительность к истине, совесть. Все, включая мотивацию, имеет искаженное, удаленное от истины значение (Иер. 17:9). Жизнь человека неправедна – наугад (наощупь) – Мф. 15:14; Лук. 23:34. Поэтому невозрожденная душа блуждает – ошибается в своем корне (в основе). Лишь изредка может частично и случайно попадать (или пересекаться) с истиной.

Бог стучится в душу человека посредством духа, и благодаря этому, человек (душа) может пригласить Бога стать ее хозяином, поселившись (соединившись с Богом), чтобы Он руководил душой. Благодаря искуплению души Иисусом Христом, это стало возможным.

Душа человека уже не имеет связи с Богом, источником жизни и истины – поэтому, хоть и не может перестать существовать, блуждает в одиночестве. Предоставленная сама себе, она находит себе компании вне Бога – водится с теми, кто причиняет ей боль, кто ее обманывает. Не имея надежного ориентира и всевластного защитника, она уязвима и беспомощна. Она не знает, что для нее лучше, и может находиться под влиянием духов обольстителей, даже не осознавая этого – во тьме.

Отдаление души от Бога повлекло за собой и страстность – как подверженность страданию, и страстность как внутренний разлад сил человеческой души, и смертность как отделение души от тела, и тленность как разложение тела на материальные стихии.

Разум помрачен (Ефес. 4, 18; 1 Кор. 2, 14); сердце лукаво и испорчено (Иер. 17, 9-10); мысли и помышления осквернены (Быт. 6, 5; Тит. 1, 15); плоть и воля поражены грехом (Рим. 7, 18). Человек, пребывающий во грехе, не отражает святого образа Божия. Что все это означает? Это не означает, что в человеке полностью отсутствует совесть (Иоан. 8,9) или моральные добродетели и положительные качества (Марк. 10,21); это не означает, что человек склонен к любому греху, ибо одни грехи исключают другие.

Но это означает, что из-за поражения грехом человек абсолютно лишен чувства любви к Богу, которое обобщает все заповеди закона. "Но знаю вас: вы не имеете в себе любви к Богу" (Иоан. 5,42); грешник по своей природе питает неприязнь к Богу (Рим. 8, 7). Все утверждения Библии о природе человека истины. Человек находится под гнетом плоти и о плотском помышляет. И от этого угнетения человек не в состоянии освободиться сам. "Но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих" (Рим. 7, 23; 7-19).

Тело. Смерть (разделение с Богом, источником жизни) так же коснулась человеческого тела. Человеческое тело стало смертным – стало подвержено старению, разложению, умиранию. Поэтому оно стало неправильно функционировать – болеть; сократились дни его жизни – сначала до 900 (Быт. 5), потом постепенно до 120 лет (Быт. 6:3), а потом 70-80 лет (Пс. 89:10). Это относится ко всем органам, в том числе и к мозгу человека (различные химические реакции, которые не были изначально в теле человека). После грехопадения, когда человек утратил безопасность в Боге, его наполняют страхи (различные фобии), переживания, паника – химические электрические реакции мозга.

И даже вся природа (материя) заражена и болеет ради человека (Рим. 8:19-25). Внутри человеческого тела произошли нарушения и снаружи (экология). Все это сократило дни жизни тела.

Свидетельство о Христе.

Когда мы свидетельствуем о Христе, мы имеем дело с душой человека. Невозрожденный человек, слыша Слово Божие, не принимает Его как слово Божие, потому, что его дух мертв, он не слышит (не ощущает и не понимает) Бога. Для него это какая-то фантастика (1 Кор. 2:6-8,12-16; 1 Ин. 4:6; Ин. 10:25-27; 13:20; 14:17). Но мы даем ему информацию, и когда Бог заговорит с ним, он сможет понять Его и принять спасение (1 Пет. 2:12). Поэтому мы должны свидетельствовать, давать обоснования, разумные аргументы, свидетельства, а результаты отдать Богу (пример: Ин. 5:34).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: