I. Примерная тематика занятий
1. Социальный состав сибирской деревни. Социальные отношения.
2. Ролевая игра-диалог «Историки спорят».
II. Термины и понятия
«Самые богатые», «достаточные», «посредственные», «самые неимущие», недоимки.
III. Диалог
Диалог после ролевой игры. Урок-ролевая игра строится в форме диалога двух групп «историков». Одни анализируют события с позиций формационного, классового подхода, — другие с позиций цивилизационных ценностей общественного развития. (С классовых позиций — материалы в кн.: История Красноярского края. — Красноярск, 1966; История Красноярского края. — Красноярск, 1981; учебные пособия по краеведению для средней школы. Новые оценки — см.: Быконя Г.Ф. История Приенисейского края. XVII – первая половина XIX века: учебное пособие. — Красноярск 1997; Зверев В.А., Зуев А.С., Кузнецова Ф.С. История Сибири: учебное пособие для 8 – 10 кл. — Ч. 1 – 3. — Новосибирск, 1999.)
Обсуждение проблем:
1. Классовая борьба или социальный диалог — основа взаимоотношений различных групп сибирской деревни.
2. Старожилы и переселенцы: на чьей стороне справедливость? Каковы пути достижения справедливости?
3. Зажиточные и бедняки — кто они?
4. Современная деревня. Социальные группы и их взаимоотношения?
IV. Исследования
1. Исследуйте социальный состав вашего селения в дореволюционный период. Соберите материал о наиболее типичных представителях той или иной группы, исследуйте их судьбы в советское время. Сделайте выводы.
2. Кто занимался торговлей, ростовщичеством? Где размещались до революции магазины, лавки? Кто был их владельцем? Какова их дальнейшая судьба (в 1920 – 40-е гг. XX в.)?
3. Составьте поименный список всех раскулаченных и репрессированных крестьян вашего села (деревни). Кто из них был сослан, находился в лагерях ГУЛАГа или был расстрелян? Кто выжил?
V. Музей
Материалы: воспоминания, документы, фотографии о раскулачивании крестьян, о репрессиях 1930 — 50-х годов в вашем селе, районе, городе.
Оформление экспозиций. Личные вещи, документы, биографии жертв репрессий, судьбы потомков репрессированных.