I. Примерная тематика занятий
1. Весна, лето: земледельческие и хозяйственные работы.
2. Осень и зима: земледельческие и хозяйственные работы.
3. Практикум. «Экономическое бытие сибирской деревни».
4. Круглый год. «Особенности жизни и труда в нашем районе» (северные, центральные или южные районы края).
II. Вопросы
1. Перечислить весенние работы в сибирском селе в прошлом.
2. Перечислить летние работы, осенние работы, зимние работы.
3. В чем вы видите большую, чем в Европейской России, взаимосвязь природных факторов и занятий крестьян?
4. В чем вы видите гармонию труда и досуга, трудовых будней и праздников в старой деревне? Что изменилось в этом плане и что сохраняется сейчас?
5. Что изменилось и что сохранилось неизменным в технологиях земледельческих и хозяйственных работ, занятиях людей в вашей местности?
6. Какие временные циклы вы выделите в жизни старой деревни? Как они взаимосвязаны?
7. Какие виды разделения труда по возрастным, половым, профессиональным особенностям можно выделить в жизни деревни в прошлом? Что сохранилось, а что изменилось сейчас?
|
|
III. Исследования
1. Составьте календарь работ в вашей местности в течение года.
2. Запишите местные народные приметы явлений природы.
3. Какие промыслы были развиты в вашей местности в прошлом?
IV. Творческие работы
1. Сочинение «День на покосе» (или описать участие в других работах).
2. Конкурс (о сельском труде).
V. Дискуссия
Может ли сельский труд доставлять радость и удовлетворение? В чем состоит поэзия сельской жизни и сельского труда? (Использовать стихи поэтов: И. Никитина, А. Кольцова, Н. Рубцова. С. Есенина и др.).
VI. Музей
Экспозиция «Круглый год: цикл земледельческих и хозяйственных работ».