Е) Поздняя классика и декаданc

Мифология в смысле наивной веры кончилась вместе с первобытнообщинной формацией, для которой она была необходима.

Классовое рабовладельческое общество в Греции и связанное с ним возникновение литературы активно используют мифологию в своих целях, политических и художественных.

Особенно широко использована мифология в греческой трагедии. Афина Паллада оказалась у Эсхила богиней восходящих демократических Афин. Прометей полон современных Эсхилу передовых и даже революционных идей. Аякс у Софокла защищает свою личную героическую честь, а Антигона борется с тираническими законами государства. Мифологические герои становятся у Еврипида обычными людьми, порой слабыми, неустойчивыми, полными противоречий.

Мифология периода литературной классики все еще насыщена большими идеями, хотя ее антропоморфизм является здесь только внешней художественной формой. В эпоху же эллинизма и последних веков античного мира мифология окончательно превращается в чисто литературный прием. Правда, последние четыре века античной философии, в течение которых зарождался, расцветал и вырождался неоплатонизм, ознаменовались философской реставрацией старинной мифологии, когда философы понимали под древними богами те или иные философские категории и строили на мифах целую систему философии или, точнее сказать, своеобразную систему логических категорий. При этом возрождение древней мифологии в общественно-политической и чисто жизненной практике неизбежно терпело крах, как это произошло в IV в. с императором Юлианом, погибшим из-за своих стремлений воплотить в жизнь государства языческую религию и мифологию. В памяти культурного общества античная мифология осталась прекрасным детством человечества, ушедшим в тот самый момент, когда оно стало вырабатывать научные и научно-философские взгляды на мир и природу.

Краткий словарь античной мифологии

ЗЕВС

"Отец богов и людей" у Гомера, с которым римляне идентифицировали своего верховного бога Юпитера. Имя Зевс в разных формах в большинстве индоевропейских языков означает "небо" и в самых ранних его культах связано с вершинами гор и принесением дождя и грозы. Он сохраняет молнию как свой атрибут у Гомера, он становится покровителем царей и их законного авторитета, а также семей, гостей и просителей. Свержение им Кроноса и битва с титанами знаменуют триумф олимпийцев над древними греческими божествами. Зевсу посвящались несколько народных или местных греческих культов, хотя история о том, что он был сыном Кроноса и воспитанником Амалтеи, является критской легендой. Его авторитет основывался на могуществе, а не на морали, поэтому, помимо законных детей на Олимпе (Афина, Аполлон, Артемида, Арес, Дионис), у него было много других любвей и детей (см. Антиопа, Каллисто, Даная, Ио, Леда, Семела).

В классические времена Зевс стал верховным гражданским богом как покровитель закона и справедливости - таковым он выступает в пьесах Эсхила. Его храмы отличались особенным великолепием; например, в храме Зевса в Олимпии высилась огромная статуя из золота и слоновой кости (работа Фидия), которую видел и описал Павсаний. Позже его имя использовалось стоиками как синоним божественного принципа.

Из сохранившихся изображений Зевса самое известное - Зевс из Отриколи эпохи эллинизма.

(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

ЗЕВС

(греч. Zeus) - в греческой мифологии царь богов и людей, сын Реи и Крона. Лишив власти своего отца и богов старшего поколения - титанов, З. поделился властью со своими братьями: над морем - с Посейдоном, над подземным царством - с Аидом, оставив себе верховную власть над миром. Его постоянным местожительством считалась самая высокая в Элладе гора Олимп. В Риме культ З. слился с культом местного божества Юпитера.

Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957. С. 89 - 269.

(И.А.Лисовый, К.А.Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

ЗЕВС

(греч.) - «светлое небо» - верховный греческий бог, царь и отец богов и людей, сын Кроноса и Реи, глава олимпийских богов. З. принадлежит к третьему поколению богов, следующему за титанами. Кроносу было предсказано, что один из его детей свергнет его, поэтому он отбирал у Реи и проглатывал новорожденных детей. Рея отдала мужу вместо З. завернутый в пеленку камень и спрятала младенца в пещере на горе Дикта, где его вскормила коза Амалфея. Когда З. вырос и возмужал, он по совету Метиды напоил отца зельем и заставил его изрыгнуть проглоченных братьев и сестер, а они в благодарность за это отдали ему громы и молнии. Первой супругой З. стала Метида, но он проглотил ее, чтобы избежать рождения от нее сына, который будет сильнее отца. Нерожденное дитя Метиды продолжало развиваться в голове З. - это была Афина, появившаяся на свет после удара молота Гефеста. Второй супругой З. была титанида Фемида, впоследствии ставшая богиней справедливости, она породила от него гор и мойр. З. возглавил борьбу с титанами, продолжавшуюся десять лет, и низверг их в Тартар. После победы З. разделил господство над миром с братьями - Посейдону он отдал море, Аиду - царство мертвых, а себе оставил небо. Он считался управителем всех небесных явлений и прежде всего грома и молний; его распространенные эпитеты - «громовержец», «тучегонитель» и т.п. Гея рассердилась на З. за низвержение титанов и наслала на него чудовище Тифона, но З. победил Тифона огненными молниями. Тогда Гея породила других детей - гигантов - и между ними и богами разразилась новая война, в которой все гиганты были перебиты. Чтобы закрепить свое положение царя богов, З. также пришлось воевать со своими ближайшими родственниками Герой, Посейдоном и Аполлоном, устроившими против него заговор. Дочь Нерея Фетида призвала на помощь гекатонхейров, и они победили заговорщиков. После утверждения во власти З. выдал Фетиду за героя Пелея (поскольку узнал, что от нее также может родиться сын, который превзойдет своего отца) и женился на Гере, ставшей его третьей и последней супругой, родившей от него Ареса, Гебу, Гефеста. Помимо нее З. имел множество внебрачных связей с богинями, нимфами и смертными женщинами, породив немало богов и героев. Богами, рожденными З. от богинь, были: от Лето (Латоны) - Аполлон и Артемида, от Деметры - Персефона, от Дионы - Афродита, от Майи - Гермес, от Эвриномы - хариты, от Мнемосины - музы. Смертная женщина Семела родила от З. бога Диониса. З. считался отцом Елены Прекрасной, родившейся от Леды. Его сыновьями были также герои Геракл, Персей, братья Диоскуры, цари и мудрецы Минос, Радамант, Эак и др. Для людей З. выступает блюстителем законов и порядка. Он не раз наказывал человечество, посылая на землю войны и стихийные бедствия, и отдельных людей, накладывая на них проклятия, действующие в течение ряда поколений. Помимо ответственности за погоду З. считался ответственным и за многие другие сферы жизни. Под именем Геркей (Ограждающий) он почитался как охранитель домашнего хозяйства, под именем Ктесий (Приобретатель) охранял припасы и считался посылателем богатства. З. Мейлихию (Кроткому), благосклонному к кающимся, в Афинах был посвящен праздник Диасий. З. Ксений покровительствовал чужестранцам, З. Гикесий - ищущим защиты у его алтаря. Присяга и клятва считались освященными З. Горкием, так как в качестве хранителя мирового порядка он следил за исполнением законов. З. Элевтерий (Свободный) защищал свободу, З. Сотер (Спаситель) охранял права личности и государства. Священными животными З. являлись бык и орел, деревом - дуб, атрибутами - скипетр, эгида, иногда молот. З. изображали могучим властителем зрелых лет, восседающим на троне, со скипетром в руках, с орлом у трона.

АИД

Один из трех сыновей Кроноса, брат повелителя неба Зевса и властителя морей Посейдона, называемый также Плутоном ("богатство", т. е. владелец несметных человеческих душ и скрытых в земле сокровищ). Аид - муж Персефоны и правитель Подземного царства душ умерших. В греческой мифологии умереть - значит отправиться в "царство мрачного Аида", в которое никогда не проникают лучи солнца. Неумолим и жесток Аид, ни к кому не питает он расположения. Позже имя Аида получило подвластное ему царство; души умерших попадают в него через леденящую священную реку Стикс, водами которой клянутся сами боги. Вход в царство мертвых охраняет пес - страж Аида. Суд над мертвыми вершат Минос, Эак и Радамант - сыновья Зевса. Подробное описание преисподней дано у Гомера в "Одиссее" (XI) и у Вергилия в "Энеиде" (VI).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: