ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Антропология» является важнейшей составной частью психолого-педагогической подготовки будущего клинического психолога в плане общего высшего образования и профессиональной деятельности. Данный курс призван дать будущим специалистам знание и изучение процесса перехода от биологических закономерностей, которым подчинялось существование животного предка человека, к закономерностям социальным.
Антропология занимает в кругу биологических наук особое место. Имея предметом своего исследования человека, она не может не выйти за пределы естественно-исторических вопросов и вступает в ту область знаний, где действуют факторы социально-исторические. Из этого пограничного положения антропологии в ряде наук и вытекает её отношение к смежным отраслям знания. Антропология неразрывно связана с другими биологическими науками и вместе с тем тесным образом соприкасается с науками общественными.
Антропология включает в себя 3 основных раздела:
1) морфологию;
2) антропогенез;
3) расоведение, или этническую антропологию.
Политическая антропология помогает понять, что современная политика своими корнями уходит в прошлое, а определённые формы социальности можно проследить в сообществах высших животных. Политическая антропология также имеет большое значение для понимания политических процессов в современных обществах, которые находятся на пути построения демократической системы правления.
Студент должен знать историю развития и становления человеческого общества, популяционную и этническую антропологию, факторы расообразования.
Студент должен уметь применять основные методы антропологии – наблюдение, опрос и извлечение информации из других категорий источников (опубликованных материалов, архивных документов, отчётов других исследователей и т.д.).
Курс «Антропология» рассчитан на 72 часа. Из них: лекций – 14 часов, практических – 26 часов, консультаций – 2 часа и самостоятельная работа студентов - 30 часов.
Примерный тематический план
Название темы | Количество часов | |
Лекции | Практич. занятия | |
1. Предмет антропологии, задачи, разделы. Антропометрия. Определение антропометрических точек. Частная морфология. | ||
2. Происхождение человека. Первобытное человеческое стадо. Становление первобытного коллективизма. Возникновение общинно-родового слоя. Черты строения человека, отличные от приматов. | ||
3. Индивидуальное развитие человека. Рост и развитие организма. Биологический возраст. Физическое и умственное развитие. Развитие интеллекта. Видовая продолжительность жизни. | ||
4. Конституция. Пропорции тела. Состав тела. Возрастная и половая изменчивость конституциональных типов. Мужские, женские и детские конституции. Связь телосложения с физиологическими функциями, болезнями и поведением. | ||
5. Популяционная и этническая антропология. Общее понятие о расе. Популяционная концепция расы. Моногенизм и полигенизм. Специфичность рас человека. Раса и нация. Расовые признаки. Методы расовых исследований. Классификация народов мира. Антропологическая и географическая классификации. | ||
6. Методы и методологические подходы. 3 идеальных типа господства по М.Веберу. Социальные факторы расообразования. Народы, раса и культура. Неравенство, иерархия, стратификация.Касты. Возможно ли равенство? | ||
7. От первобытности к государству. Эгалитарные и неэгалитарные общества. Охотники-собиратели. Оседлые рыболовы. Ранжированные общества. «Неолитическая революция». Лидерство. Бигмен. Племя. | ||
8. Вождество и его альтернативы. История концепции. Что такое вождество? Типология вождеств. Вождество и государство. Альтернативы вождеству. Происхождение государства. Сущность государства. Признаки государства. Раннее государство. | ||
9. Экология человека. Природные адаптации человека. Стабильность популяций. Плотность населения и его численность. Экологические аспекты конституции. Регуляция численности популяций. Средняя продолжительность жизни. | ||
10. Актуальные проблемы экологической психологии и психофизиологии. Психологический фактор в экологии. Основные закономерности экологической психофизиологии |