Изучение культуры в XX веке постепенно трансформировалосьиз академического познания в необходимую компоненту практической деятельности. В настоящее время во всех развитых странах культурные переменные начинают включаться в структуру выработки и реализации практически каждого социально значимого решения, подобно тому, как это было с экономикой, а после второй мировой войны — с социологией.
Современная экономическая политика строится на базе не только социального, но и культурного расслоения общества; не только экономических, но и культурных особенностей групп интересов. В организационных структурах принимаются во внимание влияния информационных связей на формально ролевые; все более входит в обиход выражение "культура организации". В рамках локального управления применяются социокультурные технологии, связанные с активизацией участия граждан в совершенствовании собственного качества жизни. На уровне международной политики обычной практикой становится пристальное внимание к культурной специфике стран-участниц межнациональных отношений, к ее влиянию на формы таких отношений. Итак, есть все основания утверждать, что научное и прагматичное знание о культуре стало сегодня в мире социально необходимой компонентой "картины мира", и Россия в этом отношении не исключение. Соответственно, следует выделить основные факторы, обусловившие такую необходимость на уровне как мировой, так и отечественной науки.
Наука о культуре как область социально-научного, а не философского или гуманитарного познания, имеет несколько различных, но практически синонимических названий. В США это культурная антропология, в Великобритании — социальная антропология, во Франции — этнология.
В любом случае речь идет об изучении искусственного, неприродного мира человека, заученного поведения, разделяемых представлений.
Наука о культуре является составной частью мирового европейского понимания антропологии, которое как познавательная программа сформировалось в последней четверти XIX века и связывалось с задачей полного изучения человека. Эта программа объединяла определенный набор познавательных направлений: собственно антропология, или естественная история человека как вида, включая его эмбриологию, анатомию, психофизиологию; палеонтология, или праистория, происхождение и первобытное состояние человеческого вида; этнология — распределение человеческих сообществ на Земле, изучение поведения и обычаев людей; социология — отношения людей между собой; лингвистика — образование и существование языков, фольклор; мифология — возникновение, история и взаимовлияние религий; социальная география — воздействие на человека климата и природных ландшафтов; демография — статистические данные о составе и распределении человеческой популяции. Эта программа как целое не была реализована, но породила ряд направлений исследований совместной жизни и деятельности людей, постепенно сложившихся в самостоятельные области познания. Культурная (социальная) антропология, или этнология (в западном понимании), стала одной из них.
В истории становления культурной антропологии (остановимся на этом обозначении) как области научного познания обычно выделяются следующие периоды: этнографический (1800—1860 гг.), эволюционистский (I860—1895 гг.), исторический (1895—1925 гг.) (Д. Стокинг). В это время происходило накопление знаний, формирование представлений о предмете и границах этой познавательной области, кристаллизация исходных оснований и ключевых категорий. С конца XIX века можно говорить о культурной антропологии как самостоятельной области социально-научного познания, внутри которой не только провозглашалась, но и решалась задача перехода от описания отдельных наблюдений к их систематизации и обобщению, а затем — объединению.
На Западе культурная антропология получила новые стимулы развития после второй мировой войны. Их можно разделить на следующие основные категории.
Политические факторы. В этот период начались глобальные процессы, во многом определившие мировую ситуацию второй половины XX века. Во-первых, завершилась эпоха колониализма; подавляющее количество бывших колоний получило официальную политическую самостоятельность. Между развитыми и развивающимися странами начали формироваться новые отношения, сопровождающиеся специфическими напряжениями. Развивающиеся страны оказались перед выбором политических режимов, динамических ориентации, включенности в систему геополитических связей и т.п. Соответственно, актуализировалась необходимость осмыслить изменившийся контекст международных отношений, оценить возможные стратегии политической активности в его рамках. В развитых странах это обусловило расширение сферы познания, связанного с культурным многообразием и динамизмом. В результате здесь интенсифицировались исследования культурной специфики различных политических режимов, национальных и этнических образований и т.п. Во-вторых, активизировались националистические движения, межрегиональные, межэтнические, межконфессиональные конфликты, локальные войны, международный терроризм и преступность. Это стимулировало культурные антропологические исследования политических отношений, войн, агрессивности, преступности.
Социально-экономические факторы. После второй мировой войны начался переход от индустриализации к постиндустриализму в развитых странах и активизировались процессы модернизации в развивающихся. Это вызвало ряд важных социальных и культурных последствий глобального масштаба. Во-первых, активизировались процессы формирования транснациональных корпораций международных экономических сообществ и т.п. В области науки о культуре подобные явления нашли отражение в развитии организационной и правовой антропологии, исследовании культурных, информационных процессов в организации. Во-вторых, интенсифицировались урабанизационные процессы, ас ними и миграции значительных групп населения, в основном бедных и плохо адаптированных. Это обусловило развитие урбанистической антропологии, включающей в себя, в частности, изучение культуры бедности, субкультур групп риска, проблем городских сообществ, социального участия. Изменения в мировой экономике породили ряд новых социокультурных проблем, связанных с ростом безработицы, увеличением общего объема свободного времени, переструктурированием систем профессиональной подготовки и переподготовки. Соответственно, в культурной антропологии усилился интерес к теме образа, качества, стиля жизни, проблема маргинальных групп, изменениям гендерных отношений и ролей, развитию индустрии досуга и т.п.
Социокультурные факторы. Вторая половина XX века, как известно, характеризуется интенсификацией и усложнением социокультурной жизни в глобальном масштабе. Ломка традиционалистских структур, усиление аналитических процессов, релятивизация культурных ценностей обусловили кризис личностной, культурной идентичности в значительных масштабах. Это стимулировало психоантропологические исследования в области социализации и инкультурации, отклоняющегося поведения. Далее, глобальное распространение массовой культуры обусловило формирование унифицированного языка, стандартизированных эстетических образов, упрощенных, алгоритмизированных образцов суждений, поведения, отношений. Естественно, что в рамки этих стандартизированных форм не укладывается специфика индивидуальных переживаний, и за их пределами остается многое, чему пока еще не найдено приемлемых выразительных средств. Отсюда — усиленное внимание людей к личностной идентичности. В культурной антропологии это находит отражение в изучении стилистических особенностей индивидуального и социального поведения. Расширение межкультурных коммуникаций обусловило изменение отношения людей к чужим культурам. Соответственно, в культурной антропологии все большее место занимают исследования, связанные с межкультурными коммуникациями. Наконец, обнаруживается, что эффективность функционирования организаций зависит не только от технологических и экономических факторов. Недостаточное внимание к социокультурным аспектам организации существенным образом ограничивает возможности актуализации ее потенциала. Применение культурно-антропологических теорий и методов в этой области позволило с новой точки зрения взглянуть на отношения внутри организации, складывающиеся между нею и ее внешним окружением. Формируется область исследования, называемая организационной антропологией или культурой организации с особым акцентом на изучении микросоциальных и культурных процессов.
Внутринаучные факторы. Изменение предметных областей культурно-антропологических исследований вызвало целый ряд проблем, новых для этой науки. Повышенный интерес к микросоциокультурным процессам обусловил обращение к неустойчивым, неопределимым, несистемным феноменам, для изучения которых в рамках классической социально-научной парадигмы не оказалось ни теорий, ни методологии. Расширение сравнительно-культурных исследований вынудило исследователей уделить специальное внимание феноменам, заранее считавшимся в рамках социальных наук маргинальными. Так, было выявлено, что практически во всех культурах можно обнаружить области представлений — сновидения, бред, галлюцинации, фантазии, не совпадающие с усредненным отношением людей к элементам окружения.
Подобные представления, сколь бы ни были они недоступными эмпирической верификации, составляют элементы реальности для разделяющих их людей. В то же время самые рационально выстроенные и эмпирически проверенные суждения ученых могут встречаться людьми с недоверием и пренебрежением; они могут сопротивляться предлагаемым знаниям и технологиям во вред себе. Соответственно, предметом изучения становятся причины и механизмы формирования подобных представлений, предпочтения их позитивному знанию.
Для решения перечисленных проблем не существует не только теорий, но и общепринятых методологических принципов. Классические способы извлечения информации, имеющиеся в культурной антропологии и смежных науках, базируются на представлениях об объектах изучения как об устойчивых самотождественных целостностях, к которым полностью применима экспериментальная логика. Однако накопление ошибок в объяснениях и прогнозах, относящихся к культурным феноменам, сделало очевидным, что классическая методология должна быть пересмотрена в свете новых проблем, связанных с изучением культуры. На этой почве сформировалось культурно-познавательное течение постмодернизма, в рамках которого новые проблемы существования искусственного мира хотя и не решены,но очерчены и активно обсуждаются.
Обобщая сказанное, следует подчеркнуть, что в течение XX века в рамках культурной (социальной) антропологии (этнологии) сконцентрировался обширный эмпирический и теоретический материал. И не только благодаря научному переосмыслению многочисленных и разнообразных исторических данных. Теперь основными источниками систематической информации о культурных феноменах стали результаты многочисленных полевых исследований, изучения смыслов и значений культурных объектов для новых людей, побуждений их к активности, влияющих на поддержание или изменение элементов искусственного мира. И если в первой половине XX века такие исследования носили академический характер и во многом определялись стремлением удержать информацию об уходящих в прошлое племенных бесписьменных культурах, то после второй мировой войны ситуация изменилась. Стала очевидной прагматическая ценность знаний об истоках, факторах, механизмах, обусловливающих существование общего и специфичного, устойчивого и изменчивого в культуре. Такого рода знания начали эффективно применяться в сферах массовой коммуникации, бизнеса, социокультурной адаптации, в практике транснациональных корпораций, дипломатии и т.п. В результате культурно-антропологические исследования стали лучше финансироваться, что способствовало укреплению статуса и расширению эвристических возможностей этой области социально-научного познания.
Отечественная ситуация в области изучения культуры
В досоветский период в России познание культуры по качеству и формам мало чем отличалось от мирового уровня, и его направленность была обусловлена теми же факторами. В библиотеках страны хранится неосвоенное наследие отечественных авторов, уделявших специальное внимание изучению культуры, причем отнюдь не только философскому, но и на уровне позитивного знания.
Современная мода на русскую религиозную философию и культурную эссеистику обусловила стереотипное представление о том, что именно такие подходы к изучению культуры были характерны для России в прошлом и остаются специфичными для нее теперь. На самом деле это далеко не так. В дореволюционной России рациональное изучение культурных феноменов было многонаправленным. Среди исследователей того времени можно выделить эволюционистов, позитивистов, неокантианцев, неогегельянцев.
Сильна была и эмпирическая струя: наряду с профессиональной этнографией широкое распространение имели краеведческие движения, инициируемые и поддерживаемые образованными дилетантами. Соответственно, к началу XX века в России складывались предпосылки для формирования научного направления в изучении культуры. Однако сам этот процесс был вынужденно заторможен на долгие десятилетия.
Советский период до Второй мировой войны. В период после установления Советской власти социально-научное познание в России начало сворачиваться. Это было обусловлено следующими основными факторами.
Политические факторы. В этот период происходит возвращение социокультурной жизни к традиционным имперским канонам. Восстанавливается авторитарная форма государственного управления с усилением олигархических тенденций. Сокращается объем международных связей России, и ее геополитическая позиция становится источником постоянных внешнеполитических напряжений. Обостряются проблемы укрепления отношений между союзными республиками внутри СССР. Такая консервативно-имперская реакция на общественные беспорядки, порожденные первой мировой войной, и социально-экономический и политический кризисы в стране усилили здесь насильственно интеграционные процессы. В такой ситуации характерная для культурной антропологии тематика многообразия и самоценности различных культур не представляла интереса для политического руководства страны, а достоверное знание о механизмах сохранения культурной самобытности представлялось опасным в свете инициируемых ими интеграционных процессов. В этой области позитивное знание вытесняется идеологемами бесклассового общества, братства народов, интернационализма, социалистического содержания, воплощаемого в национальную форму, и т.п. Неизбежная в такой ситуации идеология опасности со стороны внешних и внутренних врагов способствовала существенному упрощению представлений о культуре. Ленинское высказывание о двух культурах — буржуазной и демократической — на долгое время стало догмой при рассмотрении и оценке культурных феноменов.
Социально-экономические факторы. В этот период положение России в мировом разделении экономических функций существенно ослабилось. По ряду причин экономического и политического порядка замедлились процессы модернизации производства в России; российская продукция утратила былую конкурентоспособность на мировом рынке из-за резкого снижения качества рабочей силы, с одной стороны, и тотального государственного регулирования хозяйственной жизни — с другой; квазимодернизация производства осуществлялась директивным путем и унифицированным образом без учета региональной специфики. Кроме того, резко упростилась — как это обычно бывает в ситуациях тотального кризиса общества — социальная стратификация. По сравнению с предыдущей формой расслоение в СССР целенаправленно осуществлялось в двух направлениях: во-первых, в соответствии с системой общественного разделения труда, упрощенной до трех классов: рабочие, крестьяне, интеллигенция (куда относили всех, кто не был рабочим или крестьянином). Во-вторых, в соответствии с заслугами в деле поддержания режима: номенклатурные работники; не относящиеся к ним люди, отмеченные высшими правительственными наградами; все "остальные". Естественно, что в подобных условиях вопросы культурных различий в обществе становились достаточно опасными идеологически. С одной стороны, реальные групповые различия внутри выделенных классов противоречили постоянно повторяющимся лозунгам об их монолитности. С другой стороны, социальные напряжения и трения, постоянно возникающие в стране, не соответствовали идеологеме о движении СССР к состоянию монолитного бесклассового общества. Идеологический контроль над общественными науками препятствовал изучению не только происходящих в стране процессов социокультурной дифференциации, но и такому рассмотрению и интерпретации этих процессов в прошлом, которое противоречило установленным догматам в их трактовке. По этой же причине практически перестали изучаться социокультурные проблемы, обусловленные хозяйственными процессами. Здесь идеологические догматы также предпочитались руководством страны рациональному знанию о том, что происходит в реальных структурах хозяйствования и как это сказывается в сфере культуры.
Социокультурные факторы. Широкие миграционные процессы, порожденные целенаправленным стимулированием перенесения людей из сел в города, привели к росту городов. В России эта волна урбанизации в социально-психологическом смысле была относительно безболезненной. Новые горожане не меняли социального положения, меняя один тип низкоквалифицированного труда на другой. Уровень бедности у них сохранялся, но жизнь в городе была немного более комфортабельной, а труд значительно легче, чем в селе. С другой стороны, активное использование механизма репрессий привело к особым модификациям социальной структуры. По форме система общественного разделения труда и институтов более или менее соответствовала мировым стандартам. По содержанию деятельности они резко отличались от таких стандартов. Репрессии распространились прежде всего на культурные элиты — экономические, политические, правовые, научные, художественные, религиозные. Их освободившиеся в сохранившей форму социальной структуре места заняли выходцы из низших слоев. Соответственно, такие сложные функции, как управление государством, модернизация производства, законодательство, правоприменение, рациональное познание, требующие высокого уровня профессиональной подготовки и общей культурной компетенции, стали выполняться представителями первого поколения горожан, получивших более чем посредственное образование. Кроме того, от царской России наследие в этих областях было небогатым и нуждающимся в модернизации, но представители низших слоев не могли ее осуществить, поскольку не понимали происходящих в мире процессов, не имели соответствующих знаний и навыков. Таким образом, если изменения социальной структуры после перемены политического режима в России оказались незначительными, то культурные были радикальными и заключались в резком упрощении культурного содержания общественной жизни. К этому следует добавить целенаправленное блокирование внешней информации, поскольку работа с ее нарастающими объемами и многообразием была не по силам людям, чья культурная компетентность ограничивалась рамками низших классов. Итак, уничтожение культурных элит во многом способствовало реставрации традиционных культурных форм, таких, как миф, идеология, проповедь, символ веры, культ предков, предание и т.п.
Разумеется, в таких условиях рациональное знание о культуре оказалось ненужным и невозможным. Культурные феномены оставались предметом художественного и исторического рассмотрения и в обоих случаях носили партикуляристский (описание отдельных случаев), а не генерализирующий (рациональное обобщение) характер. Ни в философии, ни в науке искусственный мир человека, культура в этот период не были специально выделены как познавательные области.
Внутринаучные факторы. Резкое снижение уровня культурной компетентности людей, функции которых в обществе были связаны со специальным познанием общества и культуры и трансляцией соответствующих знаний, привели к упрощению институциональных структур такого познания. Знания об обществе и культуре были сконцентрированы в традиционных познавательных областях — в философии, истории, археологии, этнографии, каждая из которых имела не более одного-двух официально санкционированных направлений. Эти области познания приобрели название философских и гуманитарных наук. Тем самым подчеркивалась ненадобность специального статуса социальных наук, с одной стороны, и к рангу научного знания приравнивалась гуманитарная эссеистика — с другой. Люди, прочно занявшие свои места в этом культурном порядке и непривычные к сложным рациональным познавательным процедурам, заблокировали проникновение в отечественную культуру социально-научного знания с его последовательно дифференцирующейся структурой, все более прагматизирующимися функциями, расширением общенаучной методологической базы. В период консервативной традиционалистской реакции внутренние предпосылки для развития рационального, научного познания культуры отсутствовали.
Обобщая сказанное, следует подчеркнуть, что традиционалистская реакция на разрушение монархии в России сделала невозможной модернизацию социально-научного знания. Во-первых, резко снизился и до того не особенно высокий уровень профессиональной и общекультурной компетенции специалистов, изучающих культуру. Во-вторых, закрытость общества, идеологическое давление, репрессии, связанные с попытками сохранить империю, препятствовали дифференциации знаний о культуре внутри страны и их диффузии извне. В-третьих, в этих условиях запроса на такое знание не существовало ни от властей, ни от широкой общественности, довольствовавшейся мифологическими и идеологическими формами знания, а также индивидуальным практическим опытом настолько, что эти культурные формы приобрели статус высших ценностей социалистического общества.
Советский период после Второй мировой войны. В этот период отчетливо прослеживаются две основные тенденции в динамике социально-научного познания вообще и в изучении культуры в частности. С одной стороны, продолжают существовать сложившиеся на предыдущем этапе модели познания культуры в областях философии, филологии, археологии, истории. Здесь происходит накопление эмпирического знания и фактов, которые все более перестают укладываться в простые идеологические формы интерпретации. С другой стороны, усиливается диффузия знаний об обществе и культуре, имеющихся к этому времени в развитых странах. Глобальные изменения, характерные для послевоенного периода, затронули и Россию (СССР), что повлекло за собой необходимость перехода от мифологического к более рациональному осмыслению культурных процессов, происходящих в обществе.
Политические факторы. Необходимость поддержания геополитического статуса СССР как великой державы в меняющихся глобальных условиях побудила советское руководство переосмыслить стратегию в сфере внешнеполитических отношений. Это привело к некоторым поверхностным переменам в политической культуре, по крайней мере, на уровне руководства страны. Продолжение противостояния СССР развитым странам после союзничества в период второй мировой войны потребовало усложнения отечественного идеологического дискурса. Жесткая конфликтная лексика сменилась категориями соперничества, что означало признание правомерности существования капиталистического мира, хотя и с отрицательной оценкой этого факта. Изменившаяся идеологическая стратегия предполагала постоянную критику соперника на мировой арене. Это имело определенные последствия, связанные с усилением прежней идеологической модели. Во-первых, критика в условиях интенсивного развития средств массовой информации предполагала уже не традиционную безоглядную брань, но определенное знание о том, что реально происходит в развитых странах. Это знание извлекалось из текстов квалифицированных западных журналистов и обществоведов. Соответственно, приходилось пользоваться и их лексическими единицами, поскольку в отечественной философии и гуманитарном словаре не было категорий и понятий, отразивших изменения, произошедшие в концептуализации общества и культуры за первую половину XX века. Через язык социальных наук и политической журналистики, хотя и примитивно, но осваивались новые социокультурные реалии. Необходимость критики вынуждала идеологов, работающих в гуманитарных областях, стараться понять, о чем идет речь в политически и социально ориентированных текстах, и искать опровергающую аргументацию. Соответственно с конца 1960-х гг. началось активное освоение западной социально-научной культуры, которая с послевоенного периода стала широко распространяться через средства массовой информации.
Социально-экономические факторы. Послевоенный период вплоть до конца 1980-х гг. характеризовался медленным массовым повышением уровня и качества жизни. Гигантские строительные проекты, быстрое расширение военно-промышленного комплекса при условии внешней закрытости общества обеспечивали такое количество платных рабочих мест, что стали сворачиваться концентрационные лагеря с их бесплатной рабочей силой. Труд оставался низкоквалифицированным, общество бедности продолжало воспроизводиться, но общая социокультурная ситуация начала улучшаться. Постепенно усложняется система социальной стратификации. И, хотя по-прежнему идеологическое общество описывалось с помощью таких понятий, как "рабочий класс", "крестьянство" и "интеллигенция", наиболее интеллектуальная часть общества начала воспринимать его усложнение благодаря все более проявляющимся культурным различительным признакам (одежда, лексика, способы проведения досуга и другие особенности стиля жизни). Это активизировало интерес к происходящим в стране социокультурным процессам, в частности, к различиям в образе жизни людей, их ценностных ориентациях, их культурной компетентности в рамках системы общественного разделения труда.
Социокультурные факторы. Расширение сферы интереса в обществе к происходящим здесь социокультурным процессам сочеталось с увеличением степени информационной открытости. Как уже отмечалось ранее, идеологическое противостояние по отношению к развитым странам породило такой канал диффузии западной культуры, как критика западных ("буржуазных") философии, науки, искусства, идеологии, образа жизни. Причем по мере расширения объема информации о западных странах эта критика все более дифференцировалась, поскольку неоднородность западной культуры становилась для ее критиков все более очевидной. С другой стороны, попытки советских политических лидеров вовлечь в сферу своего влияния страны третьего мира обусловили повышение внимания к особенностям их культур. Различные выставки, фестивали, конкурсы, гастроли, переводы литературы развитых и развивающихся стран, информация обо всем этом в средствах массовой коммуникации расширили массовые культурные горизонты. Межкультурные различия стали очевидными для членов общества и постепенно начали восприниматься как естественное положение дел, не заслуживающее реакции нетерпимости и враждебности. Хотя идеологема двух культур — "демократической" (уже не пролетарской!) и "буржуазной" — сохранилась на уровне массовых представлений и обсуждений, связанных с явлениями культуры, даже идеологии приходилось постоянно нарушать узкие рамки этой дихотомии. В то же время идеологическая трактовка социокультурной ситуации внутри страны оставалась монистической: "единая социалистическая культура", "интернационализм" и т.п. Но и здесь наметились определенные изменения, связанные с тем, что все попытки идеологов трактовать межкультурные различия в СССР в пользу "единства" тем не менее, привлекали внимание к таким различиям, свидетельствовали о признании их фактором культуры. Соответственно, в рамках этнографии демонстрировались различия феноменов народной культуры, в сфере искусствоведения начали подчеркиваться различия в эстетических ориентациях национальных литератур, кинематографов, театров, изобразительных искусств, музыки. Эти различия перестали трактоваться согласно формуле "национальные по форме, социалистические по содержанию", но просто признавались в качестве культурных особенностей. Интерес к ним возрастал на уровне не только обыденных представлений или искусствоведения, но также философии и социологии. Это стало фактором, побудившим представителей общественных наук с 1970-х гг. включать категорию "культура" в совокупность ключевых философских категорий и формировать новое направление в философии — "теорию культуры".
Вненаучные факторы. Познание человека, общества, культуры в послевоенный период можно охарактеризовать наличием двух основных тенденций: во-первых, поддержанием сложившихся ранее стереотипов, во-вторых, заимствованием представлений из западной философской и социально-научной культуры. От предыдущего периода в этой области сохранились такие черты, как:
- престижность гуманитарного знания и его носителей как трансляторов традиционных культурных ценностей (история, история философии, история искусства);
- идеологизированность знаний о современной социокультурной жизни;
- несистематизированность этнографических данных.
Новые тенденции в познании человека, общества и культуры были обусловлены следующими факторами:
- усложнение социокультурной жизни в стране вызвало необходимость рационализировать и упорядочить представления о ней, что привело к выделению в отдельные области познания социологии и философских теоретических концепций культуры;
- внутренняя дифференциация отечественного обществоведения обусловила формирование специалистов в этих областях знания, дискуссии между которыми привели к более четкому определению и разделению предметов и объектов познания, т.е. к установлению междисциплинарных границ;
- в рамках философии "теории культуры" стали постепенно намечаться внутренние границы между философской, гуманитарной и социально-научной ориентацией в познании культуры;
- критика западных социальных наук обусловила диффузию новых для отечественного обществоведения категорий, терминов, представлений об обществе и культуре, характеризующих их различные состояния в прошлом и настоящем.
Вместе с этим в отечественной обществоведческой культуре началась плюрализация представлений о существующих в мировой науке моделях и теориях, относящихся к социокультурной жизни; вначале были попытки приспособить к этим моделям марксистский понятийный аппарат, а позже категории и понятия из различных направлений западных социальных наук и философии стали самостоятельно существовать наряду с марксистскими.
Во взаимодействии эти тенденции обусловили появление некоторого обширного синкретического познавательного поля, где одновременно сосуществовали множество представлений о культуре, фрагменты разноплановых теорий, разнокачественные категории и в то же время не было оснований для дифференциации и упорядочения этой синкретической смеси. Как и в конце XIX века на мировом уровне, в России в это время дифференциация знаний о социокультурной жизни лишь начала намечаться.
Период с конца 1980-х по 1990-е гг. Этот период характеризуется для социально-научного отечественного знания его установлением в качестве социально значимой компоненты культуры.
Политические факторы. Распад СССР и последующий кризис российского общества, неотложность его модернизации породили необходимость рационального осмысления ситуации, ее достоверной диагностики, реалистического определения направленности и способов решения геополитических и внутрироссийских проблем. Стало совершенно очевидно, что политики-практики" советского образца в условиях открытого модернизирующегося общества не обладают достаточной компетентностью, чтобы оперировать большими объемами экономической, политической, социальной информации. Оказалось также, что советское обществоведение не готово к обобщению представлений о меняющейся социокультурной реальности и обеспечению общественности надежными социокультурными технологиями.
К руководству государством и институциональными структурами в системе общественного разделения труда пришли классические технократы из инженерной и экономической сферы. Однако недостаточность их знаний и навыков социокультурного характера делает уровень эффективности их решений сравнительно низким, хотя благодаря им в обществе и наметилась тенденция привлечения специалистов из области социальных наук — социологии, психологии, политических наук, правоведения, наук о культуре, этнографии — к анализу социокультурных ситуаций и событий в России, к консультациям на правительственном уровне, к разработке и экспертизе государственных программ и проектов.
Изменение геополитического положения России потребовало смены политической доктрины, обновления содержания отношений с развитыми и развивающимися странами. В этой связи усилилась значимость знаний не только о глобальных социальных процессах, но и о межкультурных сходствах и различиях, о культурной обусловленности международных отношений. Наконец, обострение этнических и региональных напряжений в связи с происходящими на территории СССР центробежными процессами обусловило необходимость решать возникающие здесь проблемы более эффективными, чем военные, политическими средствами. Соответственно, настоятельной стала необходимость разработки надежных социокультурных технологий, связанных со смягчением этнических и региональных противоречий. В этой области культурологическое знание становится необходимым дополнением к социологическому, экономическому, политологическому.
Социально-экономические факторы. Экономический кризис в России обусловлен необходимостью структурной трансформации всей хозяйственной системы. Этому препятствует традиционалистская форма организации производства страны с ее монопольными громоздкими структурами, государственным внеэкономическим способом управления, малой эффективностью, низким уровнем производительности и квалификации рабочей силы.
Вхождение России в среду мировой рыночной экономики предполагает не просто технологическую модернизацию хозяйственных систем, но и изменения структур деятельности и взаимодействия, связанных с процессами жизнеобеспечения. Такого рода преобразования осуществлялись и продолжают осуществляться в других странах. Имеющийся опыт позволяет сделать вывод о том, что чисто экономические процессы модернизации оказываются неэффективными без анализа тех социокультурных условий, в которых они осуществляются. Соответственно, существует настоятельная необходимость культурологического анализа факторов, способствующих и препятствующих модернизации российских хозяйственных структур, и включения полученной информации в разработку государственно-экономической политики. Кроме того, культурологический анализ и прогноз необходимы при рассмотрении интенсифицирующихся процессов социального расслоения в России.
Эти процессы многократно описаны, проанализированы и обобщены в мировой социально-научной литературе. Соответствующие данные имеются в российских библиотеках. Однако мировой культурно-антропологический опыт остается в России практически невостребованным, а собственные исследования проводятся с недостаточной квалифицированностью.
Таким образом, существует социальная необходимость в достоверном знании о социокультурных процессах в стране, обусловленная происходящими социально-экономическими изменениями.
Социокультурные факторы. Движение российского общества в сторону модернизации определяет ускорение социокультурных процессов: происходит частая смена социально значимых событий в пределах жизненного цикла одного поколения, возникает необходимость вносить постоянные корректировки в структуру образа жизни, в содержание профессиональной подготовки. Происходит также усложнение условий социокультурной жизни: в массовом масштабе людям приходится отслеживать и контролировать сразу несколько параметров своей жизни, таких, как удержание рабочего места, поиск дополнительных заработков, ориентация в ассортименте товаров и услуг и ценах на них, политический выбор, отбор источников и содержания социально значимой информации и т.п. Все это обусловливает повышение степени социальной напряженности, связанной с тем, что большинство членов общества не в состоянии контролировать сложную подвижную социокультурную ситуацию,
Привычные стереотипы поведения у старших поколений при воспроизведении оказываются малоэффективными, а переучиваться они не могут и не хотят. Новые, более удачные образцы социокультурной активности пока не сложились. Молодые поколения остаются без социально необходимых знаний и навыков из-за кризиса институтов социализации и инкультурации. Им приходится осваивать социокультурное окружение методом проб и ошибок.
Неподконтрольность существующей проблемной ситуации членам общества порождает тревогу и беспокойство в массовом масштабе, готовность к деструктивному и агрессивному поведению. В этих условиях определение социокультурной ситуации и самоопределение в ней стало индивидуальной проблемой для подавляющего большинства членов общества. Люди пытаются искать социальных лидеров, способных объяснить, что происходит и в каком направлении следует двигаться. Однако сейчас в России нет сильных лидеров, хорошо владеющих эффективными социокультурными технологиями. Да и большинство членов общества не подготовлены к рациональным действиям. Их представления об обществе и культуре, о себе, своем жизненном пути не выходят за пределы мифологии двух типов: исторических и фантастических. В этой ситуации распространение именно научных, а не философских или гуманитарных знаний становится приоритетным направлением культурологических исследований, образования и просвещения.
Внутринаучные факторы. Впервые за XX век в России сформировался социальный запрос на достоверное, не образно-гуманитарное, но научное знание о культуре. С одной стороны, у большинства членов общества есть необходимость знать и понимать, что происходит в обществе, чего можно ожидать и на что можно усиленно влиять, а также как эффективно действовать в динамичной и сложной ситуации. С другой стороны, политическое руководство страны понимает, что без специальных достоверных социально-научных, а не исторических, философских или искусствоведческих знаний о культуре невозможно принимать рациональные политические решения, а без научно обоснованных социокультурных технологий (вместо религиозных заклинаний, эзотерических психопрактик, массовой истерии) невозможна эффективная реализация таких решений. Однако радикальное отставание российских социальных наук от мирового уровня имеет результатом то, что лишь единичные ученые могут дать вразумительные ответы на социально значимые вопросы об источниках напряжений в обществе и нарушениях социокультурной идентичности, а также о возможностях урегулирования конфликтов такого типа.
Подобных ученых так мало, что их знания — сложные, требующие специального освоения — теряются среди множества квазифилософских, идеологических, мифологических, обскурантистских невежественных суждений, являющихся вполне доступными для массового восприятия.
Сегодняшние представления об обществе и культуре в рамках отечественных социальных наук причудливы из-за сочетания исторических мифологем, утопических гуманистических идеологем и заимствованных из разных областей научного познания категорий. Они не базируются на эмпирических исследованиях или рефлексивных гипотетико-дедуктивных рассуждениях.
В России новые направления в научном познании постоянно встречают жесткое сопротивление. Так было с социологией, когда в конце 1960-х гг. сторонники исторического материализма и научного коммунизма отрицали ее необходимость, ссылаясь на достаточность собственных познаний. Нестойкость и плохая профессиональная подготовка отечественных социологов, их противопоставление себя западным коллегам, внутренняя борьба за академические места, нежелание овладевать социологическим знанием, хорошо представленным в отечественных библиотеках социально-научными монографиями и периодикой, привели к печальным последствиям. За четверть века существования социологии в послевоенной России здесь нет ни одной собственной общей теории; существуют несколько теорий среднего уровня, не используемых в исследованиях и не входящих в программы высших учебных заведений. В настоящее время то же может произойти и с наукой о культуре. Во-первых, отечественная научная общественность отказалась принять американское название науки о культуре — культурная антропология; французское название — этнология — трактуется здесь в националистическом этнографическом ключе.
Отечественное название — культурология, как всегда, утверждает познавательный синкретизм, смешение в основном философского, гуманитарного и в малых долях социально-научного стилей рассуждений. Отечественная культурологическая общественность охраняет этот синкретизм, поскольку из-за отсутствия надлежащей профессиональной подготовки ее представители таким образом оправдывают свой дилетантизм, выдавая за теорию культуры свои слабые познания в области искусства, религии, истории. Если указанная тенденция сохранится, науку о культуре постигнет участь социологии: останется название, обязательность преподавания в вузах, защита диссертаций, но все это будет на уровне пустой игры словами, как это было в 1970-х, 1980-х гг;, как это продолжается поныне.
Тем не менее, сегодня имеет смысл подвергнуть анализу поток культурологической литературы и выделить в нем элементы знаний, которые хоть в какой-то степени отвечают социальным и внутринаучным необходимостям. Они при целенаправленной работе могут стать точками роста в развитии фундаментальных знаний о культуре и прикладных культурно-антропологических разработок.