Фундаментальный уровень. Ему соответствует построение моделей культурных явлений и процессов, устанавливающих функциональные или каузальные (причинные) связи между изучаемыми переменными, позволяющих объяснять и прогнозировать культурные события. В современной России таких работ буквально единицы, а оценка их познавательной значимости недоступна массе культурологов из-за низкого уровня их профессиональной культуры.
Теория среднего уровня. Это эмпирические обобщения, позволяющие зафиксировать наблюдаемые регулярности, связанные с культурными феноменами. Такие обобщения позволяют строить вероятностные высказывания о динамике культурных объектов и обоснованные гипотезы для проверки на фундаментальном уровне. В современной России подобные работы отсутствуют, поскольку в отечественных социальных науках не сложилась культура эмпирических обобщений и построения теорий среднего уровня.
Систематичность описания. Этот уровень культуры сочетает в себе гипотетико-дедуктивные суждения с показательными эмпирическими примерами, подтверждающими их правомерность. В современной России это наиболее распространенный подход к культуре. Правда, обычно исходные допущения для дедукций не излагаются в явной форме, а приводимые иллюстративные примеры не обосновываются в качестве репрезентативных.
Прикладные разработки. Этот уровень познания культуры представляет собой трансформацию теоретических знаний в технологии эффективного взаимодействия человека с окружением. В современной России усиливается социальный запрос на такие технологии, и область прикладной культурологии постепенно обретает границы и внутреннюю структуру.
Сказанное выше означает, что для формирования современного корпуса знаний о культуре в России необходимо усилить рационально-научную теоретическую ориентацию в отечественной культурологии, с одной стороны, и акцентировать теоретическую обоснованность прикладных разработок — с другой.