Введение
Древняя русская литература – сложный учебный курс. С него начинается изучение истории русской литературы, прошедшей к началу XXI века тысячелетний путь развития. Из этой тысячи лет более семисот принадлежит древней русской литературе (X – XVII вв.).
В последнее время появилось много новых исследований и новых аспектов в изучении идейного и художественного своеобразия древнерусской литературы, что необходимо учитывать при чтении курса.
Задача преподавателя не только ввести студентов в мир средневековья, познакомить с наиболее значительными оригинальными текстами, такими, как «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве», «Поучение» Владимира Мономаха, «Житие протопопа Аввакума...» и др., но и помочь студентам понять внутренние закономерности развития художественной мысли средневековья, особенности образного познания окружающего мира и человека, жанровое и стилевое своеобразие литературы прошлых столетий.
Более глубокому постижению характера и психологии средневекового человека поможет знание поэтики русского устного народного творчества, истории Руси Х – XVII вв., основных сюжетов Священного Писания.
|
|
На практические занятия выносятся наиболее значительные произведения ХI – ХVII вв.: они изучаются монографически в плане литературно-исторической типологии, а также возможно и комментированное чтение.
В процессе изучения курса древнерусской литературы студенты усваивают фактический материал, читают тексты в оригинале, знакомятся с различными типами изданий текстов (учебных, хрестоматийных, академических), с типами научных исследований (статьи, монографии, рецензии и др.), с библиографическими указателями по курсу. Студенты должны в итоге овладеть навыками историко-литературного анализа произведений, научиться делать обзор литературы отдельных периодов.
Характеристика эволюции (периодов)