Бабкин Д.С. Процесс А.Н. Радищева. – М.-Л., 1952.
Бегунов Ю.К. «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева. – М., 1983.
Елисеева О. Путешествие из Петербурга в Сибирь / Родина, 2004, №3 – С. 44 – 49.
Горшков А.И. Своеобразие композиции и языка «Путешествия…» А. Радищева / Горшков А.И. Язык пушкинской прозы. – Л., 1958.
Кулакова Л.И. Композиция «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева. – Л., 1972.
Кулаков Л.И., Западов В.А. А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву». Комментарий. – Л., 1974.
Смолякова М.С. Методические рекомендации к изучению книги А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»: Для студентов-филологов. – Могилев, 2001.
Татаринцев А.Г. Сын Отечества. Пособие для учителя. – М., 1981.
Шторм Г. Потаенный Радищев. – М., 1974.
Вопросы к зачёту (экзамену)
1. Своеобразие и основные этапы развития русской литературы ХVIII в.
2. Идеологическая направленность и проблематика литературы Петровской эпохи. Творчество Ф. Прокоповича.
3. Повести Петровской эпохи: новый тип героя, особенности сюжета, стиля, языка.
|
|
4. Классицизм как литературное направление. Особенности русского классицизма, основные этапы его развития, жанровая система.
5. Литературная и просветительская деятельность А.Д. Кантемира. Проблематика и художественные особенности сатир.
6. В.К. Тредиаковский и его роль в становлении русского классицизма. Взгляды Тредиаковского на реформу русского стихосложения.
7. Место М.В. Ломоносова в истории русскогй литературы. Ломоносовская реформа стихосложения, теория «трех родов речений» и «трех штилей».
8. Жанровые особенности торжественной оды. Оды М.В. Ломоносова. Цикл «Разговор с Анакреоном».
9. Место А.П. Сумарокова в истории русской литературы. Проблематика творчества.
10. Идейно-художественная характеристика трагедий А.П. Сумарокова.
11. Общая характеристика литературы 1760-1770-х гг.
12. Сатирические журналы 1769-1772 гг. Журнальная сатира Н.И. Новикова.
13. «Плутовской» роман М.Д. Чулкова «Пригожая повариха»: антидворянская направленность и демократизм произведения.
14. Идейная направленность и художественное своеобразие «ирои-комической» поэмы В. Майкова «Елисей, или Раздражённый Вакх».
15. Русская комическая опера последней четверти ХVIII в. (Попов, Аблесимов, Матинский). Проблема характера в комической опере.
16. Творческий путь Г.Р. Державина. Основные этапы, жанры и темы.
17. Оды Г.Р. Державина. Традиционное и новаторское в оде «Фелица».
18. Жанровое своеобразие и проблематика творчества Г.Р. Державина конца ХVIII в.
19. Жизненный и творческий путь Д.И. Фонвизина. Ведущие жанры и темы. Роль комедии «Бригадир» в становлении Фонвизина-драматурга.
|
|
20. Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль»: идейно-тематическая направленность, художественные принципы, язык. Традиционное и новаторское в комедии.
21. Особенности сатиры в комедии В.В. Капниста «Ябеда».
22. Республиканская трагедия Я.Б. Княжнина «Вадим Новгородский». Своеобразие трактовки темы вольного Новгорода.
23. Литературно-эстетическая программа «львовского кружка». Поэзия Н.А.Львова и М.И. Муравьёва.
24. Русский сентиментализм, его идейно-эстетические принципы.
25. Художественное своеобразие «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева. Особенности жанра и композиция. Проблематика.
26. Творческий путь Н.М. Карамзина. Эстетические и общественно-политические взгляды писателя.
27. «Письма русского путешественника» Н.М. Карамзина: жанровое своеобразие, проблематика и стиль.
28. Идиллия и действительность в сентиментальных повестях Н.М. Карамзина («Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь»).
29. Предромантизм в творчестве Н.М. Карамзина (повести «Сиерра-Морена», «Остров Борнгольм»).
30. Проблематика и художественные особенности произведений И.А. Крылова последней четверти ХVIII в. («Каиб», «Подщипа»).