Пушкин и Гоголь: проблема идейной и творческой связи. Особенности происхождения Гоголя и вопрос о национальной сущности его творчества. Художественное новаторство «Вечеров на хуторе близ Диканьки». «Миргороде». Тарас Бульба как тип положительного героя. Романтизм и реализм у раннего Гоголя.
«Петербургские повести» и усиление критического начала в творчестве Гоголя. Взаимодействие романтической и реалистической традиций в «Невском проспекте» и «Портрете». Сатирический гротеск в повести «Нос». Трагедия «маленького человека» в «Записках сумасшедшего» и «Шинели».
Драматургия Гоголя. Взгляды Гоголя на сатирическую комедию. Замысел «Владимира третьей степени». «Женитьба» как комедия нравов.
«Ревизор» и русская комедийная традиция. Новаторство Гоголя. Система образов; вопрос о главном отрицательном герое. Хлестаков и «хлестаковщина». Комедии «Театральный разъезд...», «Развязка «Ревизора»».
«Мертвые души». Замысел и творческая история. Проблема жанра. Сатирическое и идеальное в произведении. Система образов первого тома и особенности построения характеров у Гоголя. Образ Чичикова в его развитии. Типология героев второго тома, положительные герои. Полемика вокруг поэмы (К.С. Аксаков, В.Г. Белинский, А.И. Герцен).
|
|
Духовные искания Гоголя 1840-х годов. «Выбранные места из переписки с друзьями». Обращение к христианским ценностям, морально-эстетическая программа. Связь «Выбранных мест...» со вторым томом «Мертвых душ». Полемика Белинского и Гоголя.
В.Г. Белинский (1811-1848)
Происхождение и образование, эволюция мировоззрения. Белинский как литературный критик: борьба с пережитками романтизма, утверждение первоначальных принципов реализма («поэзии действительности»); общественно-политическая роль его критики; особенности его критического стиля. Белинский как историк литературы: его научный метод; его концепция развития русской литературы и периодизация. Белинский о Пушкине, Гоголе, Лермонтове.
Белинский как идейный вождь «натуральной школы». Ее роль в становлении русского реализма. Жанровые особенности «физиологического очерка» и его значение для развития прозы. Социологизм и психологизм в «натуральной школе».