Страдание встречает человека при рождении. Из теплой утробы матери он выбрасывается во враждебный мир, где надо дышать, есть и желать. Желание и его удовлетворение есть способ продолжения жизни. Но желание всегда натыкается на невозможность его полной реализации. Скованность желания в мире, где существует множество желаний других людей, порождает страдание-от-желания — состояние, которое человек испытывает, когда его желания возвращаются к нему нереализованными или реализованными лишь частично.
Что первично — желание или страдание? Если мы допустим первичность желания, то как быть с самым первым страданием новорожденного, еще не успевшего пожелать? Но его страдание есть результат желания родителей. Телесные страдания раннего детства — расплата за желание и страсть, лежащие за пределами рождения.
В обыденном бытии желания человека практически всегда имеют материальную, вещественную устремленность. Именно это делает любое желание обыденности очень тесно и непосредственно связанными со страданием. Каждая вновь приобретенная вещь, вещь ожидаемая и желанная, тут же говорит о том, что существуют другие, еще более желанные вещи. Есть глубинная солидарность вещей, направленная против человека. И нас наполняет новое желание.
Это вновь и вновь порождает страдание. Радость обладания новой вещью длится очень недолго. Она разбивается на множество осколков, и из каждого глядит жадное лицо еще одного желания.
Жизнь в обыденности — жизнь удовлетворения материальных желаний — это постоянная пульсация желания и страдания. В каждом желании есть страдание, в каждом страдании укоренено какое-то желание. Бесконечный круговорот желания и страдания составляет суету обыденности.
Повзрослев и удовлетворив свои желания по поводу социально значимых вещей и выйдя за пределы среднего уровня потребления, человек не успокаивается и теперь желает сделать вещью другого человека, надеясь именно в этом получить полноту жизни, а не ее уровень, который дает обладание вещами. Но на пути овеществления человека и манипулирования им в конце концов рождается еще большее страдание. Это страдание власти, ломающее обыденность.
Желая, человек постоянно сталкивается с тем, что многие желания являются запретными. Осознавая запрет и переходя к другим желаниям, человек порождает волю.
§ 4