Любовь-самосотворение как разрешение
трагического противоречия мужского и женского
1. Выход в запредельное бытие мужского и женского начал возможен только через любовь, в которой разрешается трагическое противоречие между ними. Любовь — это устремление мужского и женского начал к обретению целостности.
2. Влюбленность и любовь — не одно и то же. Влюбленность есть устремленность к целостности во времени, любовь — устремленность к целостности в Вечности.
3. Любовь между мужчиной и женщиной — эротическая любовь, — развиваясь, приходит к противоречию любви-страсти и любви-дружбы, которое разрешается в любви-целостности. Любовь-целостность, которая может быть названа любовью-андрогинизмом, первоначально реализуется в любви-сотворчестве, в которой соединяются напряженность страсти и ровный подъем дружеского общения.
4. Любовь-сотворчество отличается от любви-сотворения, в которой происходит переход от совместного творчества объектов к созданию бытия, бытиетворению. В бытиетворении разрешается противоречие жизнетворения и культуротворения.
|
|
5. Любовь достигает своего высшего проявления в любви-самосотворении. В ней воля к самопознанию и самотворению переходит во вдохновение самопознания и самотворения, соединенное с вдохновением со-творения. В любви-самосотворении происходит очищение воли как однонаправленности человеческого бытия и ее переход во вдохновение — акт творческой всеполноты.
6. Любовь-самосотворение как бытиесотворение мужчины и женщины реализуется в метакультуре — форме человеческого общения, в которой актуализация личностного начала преобладает над объективацией и овеществлением. Метакультура есть выражение запредельного бытия человека, которое проявляется в форме мифологии, философии, религии. Любовь-самосотворение устремлена к их синтезированию в духовной форме, которую можно назвать мифософией.
7. Через любовь-самосотворение мужчине и женщине становятся доступны иные формы любви — любовь к себе, любовь к Богу, любовь к миру. Любовь-самосотворение становится экзистенциальным основанием переживания бессмертия личности.
8. Итак, трагическое противоречие мужского и женского наиболее полно разрешается именно в любви-самосотворении. В результате происходит выход за пределы одиночества мужчины и женщины в обыденном и предельном бытии — появление запредельной полноты и смысла человеческого бытия.
СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
· Бердяев Н. Метафизика пола и любви // Эрос и личность. Философия пола и любви. — М., 1989.
· Бердяев Н. Размышление об Эросе // Там же.
· Богат Е. Что движет солнце и светила? — М., 1988.
|
|
· Вейнингер О. Пол и характер. — М., 1993.
· Гачев Г. Русский эрос.— М., 1994.
· Гегель Г. В. Ф. Лекции по философии религии // Философия религии: В 2 т. — М., 1976. — Т. 1.
· Лосев А. Эрос у Платона // Бытие. Имя. Космос. — М., 1993.
· Льюис К. С. Любовь // Философия любви. — М., 1990. — Т. 2.
· Морсилио Фичино. Комментарий на «Пир» Платона. О любви // О любви и красотах женщин. Трактаты о любви эпохи Возрождения. — М., 1992.
· Мэй Р. Любовь и воля.— К., 1997.
· Платон. Пир // Сочинения: В 4 т. — M., 1993. — Т. 2.
· Розанов В. Возрасты любви // Философия любви. — М., 1990. — Т. 2.
· Соловьев Вл. Смысл любви // Философия искусства и литературная критика. — М., 1991.
· Франкл В. Человек в поисках смысла. — М., 1990.
· Фромм Э. Искусство любить // Душа человека. — М., 1992.
· Фуко М. История сексуальности: забота о себе. — К.; М., 1998.
· Хамитов Н. Философия и психология пола.— К.; М., 2001.
· Хамитов Н.В. Одиночество женское и мужское. Опыт вживания в проблему. – М.; Харьков, 2004.
· Хамітов Н.В. Екзистенційний вимір статі // Людина в есенційних та екзистенційних вимірах. – К., 2004.
· Хамитов Н.В. Освобождение от одиночества. — М.; Харьков, 2005.
· Хамитов Н., Крылова С. Философский словарь. Человек и мир. — К., 2006.
ЛЕКЦИЯ 7
Телесное бессмертие
и бессмертие личности
1. УЧЕНИЯ О БЕССМЕРТИИ В РЕЛИГИИ И ФИЛОСОФИИ ВОСТОКА И ЗАПАДА.
2. БЕССМЕРТИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК БЕССМЕРТИЕ ТЕЛЕСНОСТИ.
3. БЕССМЕРТИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК БЕССМЕРТИЕ ЛИЧНОСТИ.
§ 71